19.06.2025 10:00
Калининградская область

Развитие электротранспорта изменит инфраструктуру российского эксклава

Текст:  Денис Гонтарь (Калининградская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №132 (9671)
Калининградский завод в ближайшее время начнет массовое производство самых маленьких электрокаров в стране. Новые машины станут частью большого эксперимента по электрификации самого западного региона России. Основными покупателями должны стать службы доставки, каршеринга, а также гостиницы и отели. Насколько реально создать модельный регион по использованию электротранспорта, выяснял корреспондент "РГ".
Стоит учитывать, что "заправка" аккумуляторной батареи занимает около 40 минут. / Пресс-служба правительства Калининградской области
Читать на сайте RG.RU

Первопроходцем в этом направлении стал автомобиль "Амберавто", который представляет собой классический седан. В момент запуска его позиционировали как машину для семьи, а также для региональных таксопарков. В прошлом году агрегаторам поставили первую партию из 50 электрокаров. Таксисты новинку оценили: сегодня авто колесит по городским улицам, арендовать его можно и на сайтах каршеринга.

У нового калининградского бренда Eonyx другая целевая аудитория. Размер крошечного электрокара составляет всего 2,8 на 1,5 метра. На одном заряде он может проехать около 130 километров - этого хватит, чтобы добраться из областного центра до границы с Литвой. По габаритам конкуренцию крайне компактному электромобилю составит разве что старая отечественная "Ока", которую уже сняли с производства, или западный Fiat 500.

Если говорить про формфактор, то он представляет собой трехдверный хетчбэк с минималистичным интерьером. Внешне он напоминает "китайца" Today Sunshine M2. Сердцем электрокара является аккумуляторная батарея мощностью 72 ватта. Зарядить ее можно от обычной домашней розетки за восемь часов. Быстрая зарядка пока не предусмотрена.

Под кузовом прячется стальная рама с передней подвеской McPherson и нарезным задним мостом. Его оснастили 13-дюймовыми дисками, что позволит сэкономить на резине.

Как цифровизация повлияла на топливно-энергетический комплекс региона

При столь скромных габаритах машину оснастили вместительным багажником на 500 литров, но в жертву ради этого принесли задние места. Впрочем, это пространство можно трансформировать.

Официальные цены завод-производитель пока не разглашает. По предварительным данным, презентация мини-электрокара должна состояться во втором квартале 2025 года. Но уже известно, что автомобиль будет полностью локализованным: его оснастят электродвигателями, инверторами, редукторами, электронными системами, аккумуляторными батареями и другими компонентами, которые будут производить в Калининградской области.

Новая производственная линия отлично вписывается в концепцию глобальной электрификации региона. Причем речь идет не только о постепенном уходе от ДВС на частных авто: дальнейшее развитие получит электрический общественный транспорт.

- Крайне важно обновлять троллейбусы и трамваи, чтобы обеспечивать комфортные и безопасные перевозки, в том числе маломобильных граждан. Уделим этому направлению особое внимание. В прошлом году регион уже получил 15 новых троллейбусов. В 2025-м продолжим работу, - прокомментировал губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных.

Проект российского эксклава готовы поддержать на федеральном уровне. Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов во время своего недавнего визита в регион отметил, что электрификация крайне важна для Янтарного края в концепции устойчивого развития всей страны.

Произвести электрокары недостаточно. Куда важнее создать для них соответствующую инфраструктуру

Впрочем, произвести электрокары недостаточно. Куда важнее создать под них соответствующую инфраструктуру. С этим в Калининградской области пока возникают проблемы. Крупные зарядные хабы установлены лишь в областном центре и отдельных городах. Да, на одном заряде можно легко пересечь весь эксклав за счет его компактности, однако стоит учитывать, что "заправка" аккумуляторной батареи занимает около 40 минут. Из-за этого приходится тщательно планировать маршрут.

- Можно понять страхи россиян, которые пока не рискуют пересесть с бензиновой машины на электрокар. Преимущество ДВС в том, что ты можешь быстро приехать на заправку и залить полный бак за пару минут. С аккумулятором так не получится. Однако это вопрос привычки. Я свою машину заряжаю ночью, а днем не трачу на это время, - подчеркнул генеральный директор и соучредитель компании "Вольтфуел" Артем Тачков.

Муниципалитеты Калининградской области получат льготные кредиты

По словам эксперта, зарядная инфраструктура постепенно развивается. В ноябре прошлого года только в областном центре установили 15 новых станций, позволяющих "залить" полный бак за полчаса. В этом году их число, по данным областного правительства, планируют увеличить втрое. В целом намечается тренд на увеличение запаса хода и емкости самой электробатареи.

К слову, об аккумуляторах. В ближайшее время на востоке региона должна открыться гигафабрика Росатома по их производству. Это важнейший проект для экономики эксклава, который замкнет производственный цикл: литий-ионные батареи будут устанавливаться в калининградские машины.

- Для нас это выгодный проект, поскольку он является комплексным - от производства до утилизации. Крайне важно, чтобы фабрика работала по замкнутому циклу: использованные батареи будут либо восстанавливаться, либо утилизироваться по особой технологии, - добавил вице-президент холдинга "Автотор" Дмитрий Чемакин.

Такой подход, убеждены эксперты, позволит разгрузить от ДВС задыхающийся в часы пик областной центр. Более экологичными станут и прибрежные курортные города Зеленоградск и Светлогорск. Основная задача на сегодняшний день - создать необходимую инфраструктуру и обеспечить доступность электрокаров. В противном случае они просто не выдержат конкуренцию на рынке.

Тем временем

Калининградская область намерена поставлять произведенные в регионе литий-ионные аккумуляторы в Белоруссию. Их планируют устанавливать в республиканском транспорте. Такое партнерство позволит реализовать в будущем совместные проекты.

Цифра

1,5 тысячи электрокаров зарегистрировали в Калининградской области в 2024 году.

Калининградская область