Виктор Вячеславович, каким АПК был 25 лет назад, какие достижения отрасли за эти годы вы считаете наиболее значимыми?
Виктор Линник: Стартовали мы в крайне непростых условиях. Отечественная продукция не выдерживала конкуренции ни по цене, ни по качеству, ни по ассортименту. Россия ежегодно ввозила почти 2,5 млн тонн мяса, а собственное промышленное производство мяса только начинало возрождаться после колоссального сокращения к концу 1990-х.
В начале 2000-х "Мираторг" был одним из крупнейших импортеров мяса. Мы понимали, как устроено мясное производство в мире, и были уверены: это можно и нужно делать здесь, в России. Десять лет спустя, к 2014 году, компания уже стала крупнейшим производителем свинины и говядины в стране. Сегодня мы не просто инвестируем в сельское хозяйство и пищевую промышленность - мы постоянно расширяем круг наших бизнес-интересов, исходя из тех условий, которые складываются на рынке и которые создает государство своей аграрной политикой.
Каковы главные достижения вашей организации за эти годы? За счет чего вы смогли их добиться?
Виктор Линник: 25 лет для бизнеса - большой срок, за это время наши инвестиции в АПК превысили 500 млрд руб. Мы построили сотни животноводческих комплексов, предприятия по мясопереработке, кожевенный завод, заводы по производству желатина и гепарина, готовых мясных продуктов, замороженных овощей, полуфабрикатов. За эти годы создано более 43 тыс. рабочих мест.
Команда "Мираторга" - одно из наших главных достижений за прошедшую четверть века. Для обеспечения непрерывного и быстрого роста бизнеса необходимо было подготовить тысячи квалифицированных специалистов разных профессий.
Сегодня "Мираторг" - это еще и одна из крупнейших растениеводческих компаний страны. Мы производим корма для сельскохозяйственных и домашних животных, продукцию для фармацевтической, легкой промышленности, косметологии. Разумеется, такое бурное развитие невозможно без продуманной, последовательной и понятной инвесторам и банкам государственной политики, прежде всего в отношении АПК, и, конечно, без усердной работы многочисленного коллектива высокопрофессиональных сотрудников "Мираторга" в разных регионах страны и за рубежом.
Начав первые проекты в Белгородской области, мы постепенно расширили географию наших инвестиций практически на весь Центральный федеральный округ, работаем и в Южном федеральном округе, в Поволжье, Сибири и Калининграде. Во всех этих регионах построены наши предприятия, автоматизированные распределительные центры и современные склады, развивается собственная дистрибьюторская и торговая сеть.
Одно из ключевых преимуществ нашей компании - вертикальная интеграция: мы контролируем весь путь продукта, оптимизируем себестоимость производства, логистики и продаж на каждом этапе от поля до прилавка, что гарантирует качество, безопасность и повышает эффективность наших вложений.
Насколько важна система финансовых институтов развития АПК? Какие примеры вашего сотрудничества вы можете привести?
Виктор Линник: Я убежден, что важнейшим и переломным шагом руководства страны стало введение тарифных квот на ввоз мяса в 2003 году. Государство четко обозначило цель: повысить рентабельность животноводства, ограничив импорт по низким ставкам таможенного тарифа. Тогда доля импорта в мясе птицы была 70%, в свинине и говядине - почти по 40%. Этот сигнал услышали инвесторы, но для массового притока капитала и долгосрочного развития этого было недостаточно.
В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Развитие АПК", для реализации которого были предусмотрены льготные инвестиционные и оборотные кредиты, в том числе на строительство и модернизацию животноводческих комплексов в рамках проекта "Развитие животноводства". Позже программа расширилась на предприятия по убою и переработке мяса. Вслед за нацпроектом в 2008 году последовала Государственная программа развития сельского хозяйства, которая претерпевала необходимые корректировки и изменения, но все они были направлены на достижение важной цели - обеспечение продовольственной безопасности страны.
"Мираторг" признателен Россельхозбанку за надежное финансирование ряда крупных проектов. Благодаря этому многолетнему сотрудничеству в ряде регионов страны появились современные предприятия, созданы новые рабочие места, увеличены налоговые поступления в бюджеты разных уровней, расширено высокотехнологичное и экологически чистое производство.
В партнерстве с Россельхозбанком мы построили объекты свиноводческого дивизиона и завод готовых блюд. Это надежное сотрудничество позволило реализовать самые амбициозные планы, поэтому с большим удовольствием от лица всего многотысячного коллектива "Мираторга" поздравляю Россельхозбанк с 25-летием!
Каковы планы и задачи вашего предприятия на будущее?
Виктор Линник: У нас стратегия на 10-15 лет вперед, и кризисы - неизбежная часть этого пути. Поэтому важно уметь вовремя вносить корректировки. Сейчас агропром переживает сложные времена. В этих условиях самостоятельные усилия сельхозпроизводителей могут быть недостаточными для устойчивого развития.
Мне видится, что для преодоления сложностей вновь необходима слаженная работа государства и бизнеса, выстраивание долгосрочного партнерства, а также внедрение современных инструментов поддержки. Крайне важно, чтобы при формировании новых мер и программ учитывали мнение отраслевых союзов и самих аграриев - только такой подход обеспечит стабильность российского АПК в будущем. И именно такой подход, по моему мнению, и стал основой для достижений в нашем АПК.
По мясу в целом мы достигли самообеспеченности уже несколько лет назад. И это при том, что потребление на душу населения за 25 лет выросло почти вдвое. Далее внутренний спрос уже не будет расти прежними темпами.
А вот потребность в мясе в мире продолжит увеличиваться. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН), через десять лет миру потребуется еще не менее 40 млн тонн мяса, а к 2050 году - почти 100 млн тонн сверх сегодняшнего объема. Россия - одна из немногих стран, где есть все условия для наращивания производства: площади сельхозземель, ресурсы, технологии. Главное - поддерживать доступность кредитов, не только физическую, но и экономическую, привлекательную рентабельность производства и обеспечить прогнозируемые и долгосрочные условия работы. Сегодня слишком много неожиданных и несвоевременных инициатив, в том числе крайне антирыночных. Такие подходы могут повернуть развитие сельского хозяйства вспять.
Экспорт - главный стимул для новых инвестиций как для нашей компании, так и для всего сельского хозяйства России, ведь внутренний рынок по большинству продуктов АПК уже достаточно насыщен. Для любой российской компании экспортировать - значит соответствовать самым высоким мировым требованиям по качеству и безопасности. За последние десять лет благодаря совместной работе с Минсельхозом РФ и Россельхознадзором мы получили доступ ко многим зарубежным рынкам. Правительство России также прилагает значительные усилия для нашей экспансии. В 2025 году планируем экспортировать более 220 тыс. тонн продукции. Надеемся, что наша экспортная география расширится почти до 50 стран, а наиболее крупные рынки для нас - Китай, Саудовская Аравия, страны Персидского залива. Но мы не забываем и про страны ЕАЭС, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию.
Каким вы видите будущее российского АПК и сельских территорий в среднесрочной (2030 год) и долгосрочной (2050 год) перспективе?
Виктор Линник: Россия обязана войти в топ-10 мировых экспортеров аграрной продукции. А по экспорту мяса наше место должно быть еще более высоким. Некоторые страны с развитым животноводством уже сокращают поголовье, ссылаясь на климатические риски и выбросы парниковых газов. Мы не должны идти по этому пути: у нас плотность поголовья свиней в 16 раз ниже, чем в ЕС, а по крупному рогатому скоту (КРС) - в разы меньше, чем в США, ЕС или Бразилии. В США поголовье КРС достигает 70-80 млн голов. В Бразилии - почти 200 млн, не говоря уже про Индию. У нас менее 18 млн голов КРС на седьмой части суши!
Даже маленькая Япония производит 4,5 млн тонн мяса, а мы - 12 млн. Есть куда расти.
Мясо - это не только продовольственная безопасность, но и источник валютных поступлений, драйвер роста доходов российского села. Сегодня в мире среднее потребление мяса - 43 кг на человека в год, в развитых странах - более 80 кг. Этот разрыв - наш потенциал, который мы должны реализовать максимально эффективно.
Какой главный урок вы вынесли за годы работы в агробизнесе?
Виктор Линник: Важно не останавливаться, искать новые ниши и технологии, инвестировать в людей и инфраструктуру. Российский АПК способен не только обеспечить страну, но и стать одним из мировых лидеров по экспорту. Мы это уже доказали и будем доказывать дальше.
О ЛИЧНОМ
Как и почему вы приняли решение работать в аграрной отрасли?
Виктор Линник: Когда Президент и государство дали четкий сигнал развивать свое и появились национальные проекты, мы увидели реальные перемены и начали инвестировать в отечественный АПК. До этого мы были в пятерке крупнейших импортеров, знали рынок изнутри и понимали: торговля импортом - это риск, а у России огромный потенциал для развития собственного производства.
Как вы преодолевали трудности на первых этапах карьеры?
Виктор Линник: В 1990-е, как и многие, мы остались с огромными долгами: закупка мяса шла за доллары, и скачки курса могли за день удвоить цену. Многие конкуренты обанкротились, а мы сумели договориться с поставщиками об отсрочке и постепенно полностью рассчитались, что укрепило нашу репутацию. В сельском хозяйстве окупаемость долгая, поэтому важно, чтобы правила игры не менялись. Мы строили бизнес так, чтобы быть в диалоге с государством, и это всегда приносило результаты.
Самый ценный совет в жизни, который вы получали, и от кого?
Виктор Линник: Это даже не совет, а идея. После армии мы с братом работали грузчиками, а потом, когда понадобились деньги, начали искать новые возможности. Один знакомый предложил организовать экскурсии для иностранцев, и мы за пару месяцев существенно прокачали свои знания английского и истории. Эти экскурсии принесли первый капитал и позволили открыть бизнес. С тех пор всегда помню, насколько важно развиваться и не бояться нестандартных решений.
Какие цените книги и почему?
Виктор Линник: Стараюсь не ограничиваться только бизнес-литературой. Важны книги по психологии и поведенческим наукам - они учат понимать людей. Биографии лидеров, философские тексты, художественная литература с глубоким смыслом - все это развивает креативность и стратегическое мышление, а научпоп помогает быть в курсе новых трендов. Главное - читать так, чтобы каждая книга становилась инструментом для переосмысления и поиска новых идей.
Какой совет вы дали бы себе 25-летнему?
Виктор Линник: Не бойся идти своим путем и получать удовольствие от дела. Деньги - это эквивалент пользы, которую ты приносишь обществу. Если ты делаешь правильный бизнес, польза и для людей, и для страны будет максимальной.
АПХ "Мираторг"
Компания основана в 1995 году. В нее входят растениеводческий дивизион, шесть современных комбикормовых и один премиксный завод, площадки по выращиванию птицы, поголовья свиней, крупного и мелкого рогатого скота в Белгородской, Брянской, Курской, Орловской, Тульской, Смоленской, Калужской и Калининградской областях. Прочие направления деятельности - производство свежих и замороженных овощей, готовых блюд, кормов для животных, желатина и гепарина-сырца, фирменная розничная сеть, собственные бургерные.
Штатная численность персонала - 43 тыс. человек. Производственные мощности расположены в Белгородской, Брянской, Курской, Московской, Орловской, Тульской, Смоленской, Калужской и Калининградской областях. Холдинг является производителем № 1 свинины и говядины в стране и входит в топ-7 производителей мяса птицы. Стратегическим преимуществом холдинга являются самые современные в России заводы по глубокой переработке мяса, которые по своим параметрам не только не уступают, но и превосходят активы глобальных лидеров мясопереработки. Автоматизированные предприятия по убою и переработке в Белгороде, Брянске, Калининграде и Курске выпускают более миллиона тонн мясной продукции ежегодно.
Полный цикл производства продукции и логистического обслуживания позволяет осуществлять сквозной контроль качества на всех уровнях. Холдинг работает в строгом соответствии с экологическими нормами, на предприятиях внедрены самые высокие стандарты качества, в том числе мирового уровня.