24.06.2025 13:34
Спорт

Более 40 тысяч курганских школьников прошли курс шахматного образования

Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Неделя - Большой Урал: №137 (9676) Российская газета - Федеральный выпуск: №166 (9705)
На днях в Курганской области 4,5 тысячи школьникам вручили свидетельства об окончании курса шахматного образования проекта "Интеллектуал Зауралья". За десять лет общее количество выпускников в регионе превысило 40 тысяч человек. Чем древняя игра так заинтересовала курганцев, узнала корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Играют все

У Ирины и Александра Бессоновых трое детей: 19, 14 и 10 лет. Все занимаются спортом, становились победителями и призерами соревнований различного уровня. Старшая Вера - биатлонистка, Михаил - велогонщик, младший Андрей - чемпион России по спортивным танцам. Родители ведут активный образ жизни. У всех пятерых есть одно общее увлечение - шахматы.

- Мы с мужем благодаря им и познакомились - встретились на турнире, - улыбается Ирина. - Когда появились ребятишки, начали их подключать. Они изучают азы королевской игры по технологии Сухина. Ее цель не вырастить гроссмейстера, а развить у ребенка навыки мышления, которые помогут и в учебе, и в жизни. Например, не принимать скоропалительных решений, а прежде проанализировать ситуацию со всех сторон. Вот Андрей часто выступает на соревнованиях по всей России на незнакомых площадках. Где-то паркет выложен в форме квадрата, где-то - прямоугольника. Благодаря шахматам он научился просчитывать по рисунку пола движения в танце, грамотно распределять нагрузку и выстраивать основную линию.

Проект "Интеллектуал Зауралья" стартовал 1 сентября 2010 года. Инициаторами выступили депутат областной Думы Марат Исламов и бывший начальник Главного управления (ныне департамента) образования региона Борис Куган. Рабочая группа предложила использовать учебно-методический комплект "Шахматы - школе" Игоря Сухина. Почему именно его? Как пояснил председатель общественного совета проекта "Интеллектуал Зауралья" Родион Вяткин, во-первых, в России в то время еще не было других изданных комплектов для начальной школы, а во-вторых, курс Сухина и понятен, и интересен, и уникален. Метод основан на последовательном развитии у ребенка так называемой способности "действовать в уме", над которой работали еще советские педагоги и ученые Лев Выготский, Яков Пономарев и Петр Гальперин. Ребенок проходит путь от полного непонимания стоящей перед ним задачи до ее решения в уме. Младшие школьники отправляются в путешествие по шахматному королевству, знакомятся с фигурами и учатся находить ответы на задачи.

Методика Игоря Сухина не классические шахматы со всеми фигурами на 64 клетках.

Два подхода

Дети бьют рекорды на турнире "Шахматные звезды" в Москве

- Не многие знают, что существуют два принципиально разных подхода к школьным шахматам, - говорит Родион Вяткин. - Первый - спортивный. Его поддерживают профильные федерации. Главное в нем - соревнования и победы. Второй подход - образовательный. Его цель - интеллектуальное развитие всего класса за счет обсуждения и решения постепенно усложняющихся задач, где отдельные шахматные фигуры лишь инструмент, заставляющий ребенка думать. Мы пошли по второму пути.

Пилотный проект запустили в 50 школах в Альменевском, Сафакулевском и Щучанском районах, с 2011 года его стали распространять по всей области. Со временем оформились три этапа по пять лет: "Дебют. Шахматный всеобуч (2011-2016)", "Миттельшпиль. От всеобуча к общему шахматному образованию (2016-2021)", "Эндшпиль. Шахматное образование без границ (2021-2026)".

После появления уроков шахмат успеваемость по математике поднялась с 40 до 62 процентов

Между тем не все учебные заведения и педагоги принимают шахматный всеобуч. Сколько было вопросов: для чего он нужен, готовы ли к нему учителя, как отнесутся дети к новому предмету? Некоторые считают его дополнительной нагрузкой и справедливо опасаются, что в шахматах, как в спорте, будет половина проигравших.

- Сначала я удивилась: зачем в школе шахматы? - призналась учитель начальных классов шадринской гимназии № 19 Лариса Черемисина. - Сегодня я знаю, чему хочу научить детей, - думать, решать, выбирать.

- Стержнем урока становится работа самих учащихся: они наблюдают, сравнивают, обсуждают, какие ходы-решения правильные, а какие нет, делают выводы и учатся, - говорит Зиниля Мулюкова, педагог Лесниковского лицея.

Борис Спасский задал моду на универсальный стиль игры

- С 2010 года веду курс и не устаю удивляться тому, как самый непоседливый и драчливый мальчишка в классе тихо сидит и думает над шахматной задачей, - рассказала учитель Коноваловской школы Елена Немирова.

А Жанна Жетписбаева из Половинской школы добавляет:

- Если пять-шесть лет назад правила передвижения и взятия фигур знал один или в лучшем случае два ученика из всего класса, то сегодня шахматы - обычное явление.

В Частоозерье в начальной школе отмечают рост успеваемости после появления уроков шахмат, например, по математике она поднялась с 40 до 62 процентов. Во вторых-четвертых классах провели опрос: "Нравятся ли тебе шахматы?" 92 процента учеников ответили "да", ведь в решении шахматных задач при грамотной работе учителя проигравших нет. Родители подтвердили: дети стали более усидчивыми, самостоятельными в выполнении домашнего задания, а некоторые ребята признались, что научили играть в шахматы маму и папу.

Сплав науки и практики

15 мая 2025 года прошел ХIII конкурс учителей общеобразовательных организаций Курганской области, преподающих шахматы. Кандидат педагогических наук Игорь Сухин (Москва) вновь стал председателем жюри. "РГ" задала гостю несколько вопросов.

/ Архив Игоря Сухина

Игорь Георгиевич, каковы ваши впечатления от конкурса?

Игорь Сухин: Самые лучшие! Каждый раз финал принимают сельские школы - и это замечательно! Руководство учебных заведений старается сделать этот день праздником, который надолго запомнится. Для меня важно, как учителя понимают суть методики, как владеют технологией, их умение работать с классом. Подчеркну: Россия - первая страна, где разработан научно обоснованный курс шахмат для начальной школы, а Курганская область - яркий пример его успешной реализации.

В приветственном слове вы сказали, что генеральная цель шахматного образования включает три момента: чтобы дети учились только на четверки и пятерки, чтобы домашние задания выполняли без помощи родителей и в дальнейшем поступили в престижные вузы. Это действительно работает?

Оренбургская школьница стала призером всероссийского интеллектуального турнира "Умножая таланты"

Игорь Сухин: Конечно! Расскажу на собственном примере. В 1980-е годы я столкнулся с проблемой эффективного развития своих дочерей и решил обратить особое внимание на шахматы, а также на занимательные задания по чтению, русскому языку, математике и т. п. С двухлетнего возраста начал ненавязчиво, не спеша погружать девочек в мир черно-белых фигур. В результате появилась книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" (1994 г.). Занимаясь с дочерями, я как раз ставил задачи, перечисленные в вашем вопросе. План был перевыполнен. Девочки получали одни пятерки и стали золотыми медалистками. Мы с женой даже не видели, как они делают домашние задания. Лена поступила в МГУ, а Оля - в МГЛУ, обе учились на "отлично", а потом нашли престижную работу.

В 2025 году проекту "Интеллектуал Зауралья" исполнится 15 лет. Много это или мало?

Игорь Сухин: По моему мнению, Курганская область наряду с Якутией - лидеры шахматного образования в России. Вашему региону удалось создать качественный сплав науки и практики, при котором научные исследования и практическая деятельность обогащают друг друга. В Зауралье глубоко прорабатывают паспорта этапов проекта, издают детализированные сборники, а ежегодный фестиваль "Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья" - титульное мероприятие проекта. Шахматы не только спорт. Главное - это инструмент развития способности к анализу и творческому мышлению, который к тому же сплачивает семью и школу. На мой взгляд, шахматы достойны стать элементом национальной идеи России, поэтому ваш проект имеет огромное государственное значение, и хотелось бы, чтобы его активно поддерживали.

P. S.

В 2026-2030 годах в Курганской области собираются провести "Анализ партии", чтобы разобрать успехи и ошибки проекта "Интеллектуал Зауралья".

Играя в шахматы, ребенок проходит путь от полного непонимания стоящей перед ним задачи до ее решения в уме. / Сергей Сураев
Курганская область Шахматы Образование