Андрей Александрович, в вашей поликлинике обновление тоже близится к финалу?
Андрей Тяжельников: В состав 220-й поликлиники входит головное здание и еще пять филиалов. Четыре здания уже вышли из программы капитального ремонта и работают по "Новому московскому стандарту поликлиник", а головное здание на ул. Заморенова сейчас находится на финальной стадии завершения ремонта.
То, что поликлиники изменились внешне, видно невооруженным глазом. Светлые фасады зданий, понятная навигация, благодаря которой человеку легко сориентироваться в любом учреждении. А как изменилась работа врачей и что это дает москвичам?
Андрей Тяжельников: Один из принципов нового московского стандарта - комфорт медицинского учреждения как для пациента, так и для врача. На это нацелено удобное зонирование - кабинеты самых востребованных специалистов (дежурный врач, терапевт, врач общей практики), забора анализов и исследований расположены на нижних этажах, диспансеризация, лучевая диагностика, а также кабинеты администрации - на верхних. Врачи, к которым люди обращаются чаще всего, - терапевты, хирурги, офтальмологи, кардиологи, неврологи, оториноларингологи, урологи, эндокринологи - ведут прием в каждом филиале. Узкие специалисты - инфекционисты, аллергологи-иммунологи, колопроктологи, гастроэнтерологи и пульмонологи - принимают в головном здании. Обновлен и парк оборудования - головное здание любой городской поликлиники оснащено МРТ и КТ, денситометрами, УЗИ экспертного класса.
Изменились и условия, в которых работают сотрудники поликлиник: это и современные, светлые кабинеты с эргономичной мебелью и новейшим оборудованием, и внедренные электронные сервисы, которые облегчают работу. Есть даже комнаты психологической разгрузки, где можно отдохнуть и перезагрузиться.
Как изменилось, например, рабочее место терапевта - доктора, с которого начинается чаще всего визит в поликлинику?
Андрей Тяжельников: Многие наши терапевты переучились на врачей общей практики. И теперь в их кабинетах имеется весь арсенал для проведения манипуляций, за которыми раньше пациентам приходилось обращаться к узким специалистам. Врач общей практики может посмотреть ухо, горло, нос, используя отоскоп и ларингоскоп, в рамках одного приема поставить диагноз и начать лечение.
А еще благодаря внедрению единой медицинской информационно-аналитической системы врачу доступна вся информация о пациенте - теперь нет необходимости искать что-то в бумажной медкарте. В электронной медкарте отображается, когда пациент проходил диспансеризацию и вакцинацию, в каких нуждался консультациях, где лечился, при этом не только на амбулаторно-поликлиническом этапе, но и в стационаре, а если вызывал скорую помощь, то по какому поводу. Я неоднократно бывал в зарубежных командировках и посещал медицинские центры и поэтому могу с уверенностью сказать: информационная система в наших медорганизациях, одна из лучших.
Это потому, что в ней есть целый ряд сервисов с искусственным интеллектом, которые помогают врачу? Например, ТОП-3?
Андрей Тяжельников: В последние годы цифровизация повсеместно внедрена в работу врачей. Это, как я уже говорил, и ЕМИАС, и системы поддержки принятия врачебных решений, электронная медкарта, искусственный интеллект и многое другое. Если говорить подробнее о сервисе "Цифровой помощник "ТОП 3"", то одно из решений с использованием искусственного интеллекта, которое существенно помогает врачам в работе: он анализирует жалобы пациента и называет три наиболее вероятных диагноза. После того как предварительный диагноз установлен, ИИ предлагает пройти необходимые консультации, исследования, сдать анализы. Эта система на приеме у терапевта была внедрена одной из первых технологий ИИ больше четырех лет назад.
Она не соблазняет доктора самому не думать, чем же реально болен пациент?
Андрей Тяжельников: Нет, финальное решение за врачом - он может скорректировать, сократить или дополнить рекомендации, полученные от цифрового помощника. Зато благодаря внедрению нейросети у врача остается больше времени на осмотр пациента.
Недавно у доктора появился еще один цифровой помощник - так называемый ИИ-агент...
Андрей Тяжельников: ИИ-помощник для саммаризации данных электронной медицинской карты - еще один сервис, который недавно запущен в работу и направлен на помощь врачу и пациенту. Врачу ИИ-агент помогает обработать данные из электронной медицинской карты пациента - обращения в поликлинику, вызовы скорой, результаты исследований и анализов и предоставляет их доктору еще до приема. Он обрабатывает весь объем данных из электронной медарты и аккумулирует ту информацию, которая нужна врачу во время конкретного приема. Сформированные предварительные диагнозы и "саммари" полезных сведений из электронной медкарты повышают качество диагностики, акцентируя внимание медика на всех деталях, важных при постановке диагноза. Не тратя времени на сбор жалоб, он сможет сразу осмотреть человека и задать уточняющие вопросы.
Пациенту данный сервис помогает также буквально с момента записи к врачу - умный сервис задает наводящие вопросы и адаптирует их в зависимости от ответов, чтобы получить максимально точные данные и предложить запись к необходимому специалисту в соответствии с полученными ответами. Кроме того, ИИ-агент может выявить пациентов из групп риска - если цель визита "плохое самочувствие или боль", система автоматически проверяет возможность опасных состояний. Например, при подозрении на сердечно-сосудистые осложнения пациенту предложат пройти опрос на риски ишемической болезни. Если признаки развития сердечной катастрофы подтвердятся, с пациентом оперативно свяжутся медики.
Мэр Москвы Сергей Собянин недавно отметил, что цифровые сервисы экономят столичным врачам до 30 процентов времени...
Андрей Тяжельников: Благодаря цифровым сервисам врачи действительно меньше времени тратят на рутинные задачи, а больше - на общение и осмотр пациентов.
Недавно я побывала у офтальмолога. Удивилась, что всего минут за десять мне посмотрели глазное дно, измерили глазное давление, проверили зрение... Доктор признался, что и сам в восторге от нового оборудования.
Андрей Тяжельников: Кабинеты врачей у нас действительно оснащены по высшему классу. На примере офтальмолога - в распоряжении врачей не только привычные рефрактометр, бесконтактный тонометр для измерения внутриглазного давления (известные старшему поколению гирьки, накалывающиеся на поверхность глаз, ушли в прошлое) и щелевая лампа для исследования роговицы, склеры и радужной оболочки. Появилось оборудование для более глубокого исследования органов зрения - фундус-камеры, офтальмологический компьютерный периметр, бинокулярный офтальмоскоп. Все это позволяет специалисту поликлиники установить точный диагноз, отследить динамику заболевания и разработать верную тактику лечения.
Еще не так давно описание рентгеновских снимков, а также исследований КТ, МРТ делалось в поликлиниках, сейчас это происходит централизованно. Это не затягивает процесс, а значит, и постановку диагноза?
Андрей Тяжельников: Напротив, новая модель организации службы лучевой диагностики позволила сократить время описания исследований в 16 раз. Эту функцию взял на себя Московский центр диагностики и телемедицины - один из крупнейших в мире. Переход к централизованному описанию исследований стал возможен благодаря обновлению парка оборудования поликлиник, которые подключили к единому радиологическому информационному сервису ЕРИС. Цифровые снимки сделанных исследований автоматически загружаются в базу данных, а затем их расшифровку проводят рентгенологи референс-центра лучевой диагностики. Сами описания доступны в электронной медицинской карте.
Недавно в Москве объявили о запуске масштабного проекта по профилактике онкологии органов ЖКТ. Говорилось, что с целью раннего выявления рака им будут охвачены порядка 3,5 миллиона москвичей. Обследование будет происходить тоже в поликлиниках?
Андрей Тяжельников: Это скрининговая программа, адресованная людям, которые на протяжении нескольких лет и более не проходили эндоскопических исследований. Часто болезни ЖКТ могут длительно развиваться бессимптомно, а проактивное эндоскопическое исследование может помочь выявить их на ранних стадиях. Гастроскопия будет проводиться в поликлиниках, а если врач назначит по показаниям ее вместе с колоноскопией, на исследование направят в эндоскопическийцентр. Но в любом случае обе манипуляции проводятся в комфортных условиях и совершенно безболезненно. Увидев приглашение на такое обследование в своей электронной карте, я бы посоветовал москвичам внимательно отнестись к нему.
Как вообще москвичи относятся к диспансеризации в целом?
Андрей Тяжельников: Меня радует, что прохождение диспансеризации стало одним из признаков культуры здорового образа жизни. Люди понимают важность профилактики и приходят в поликлиники не только, когда что-то болит. Думаю, в этом большая заслуга медико-просветительской деятельности и, конечно же, перемен, которые случились в здравоохранении в последние годы. Например, ту же диспансеризацию в любой поликлинике можно пройти в среднем за 90 минут и в день обращения.
И вообще тренд на ЗОЖ, меня, как врача, очень вдохновляет - вижу, какое огромное количество людей выбирают здоровье и занимаются физкультурой и спортом в парках города, как много горожан, которые бегут, едут на велосипеде, отправляются после работы в фитнесс-центр.
Андрей Александрович! Свой путь в медицину вы начинали как невролог. Но последние 13 лет работаете в должности главного врача поликлиник и внештатного главного специалиста первичной медико-санитарной помощи взрослому населению департамента здравоохранения Москвы. То есть сконцентрировались именно на первичной помощи. Чем она вас привлекает?
Андрей Тяжельников: Конечно, это случилось не в один миг - карьерный путь до должности главного врача был постепенным, я работал и рядовым врачом. И знаю, что именно первичная помощь - базис. В поликлинику приходит человек, чтобы сберечь здоровье, если он здоров, и сюда же при первых признаках болезни. Как он будет себя чувствовать в дальнейшем, во многом зависит именно от врача поликлиники.
Я обратила внимание, что на входе в вашу поликлинику в Расторгуевском переулке - три двери. И все - открыты. Такое редко бывает, чаще другое - сколько бы дверей не было, открыта всегда одна...
Андрей Тяжельников: Только не в столичных поликлиниках! Принципы нового московского стандарта поликлиник - доступность, технологичность, комфорт и уважение. Каждый наш сотрудник разделяет их. Приходите на диспансеризацию - двери открыты! А еще, пользуясь случаем, скажу: берегите себя, соблюдайте правильный питьевой режим, правильно питайтесь, включайте в режим дня физическую активность.