23.07.2025 19:07
Общество

Николай Промыслов: В нашей стране заметен ренессанс гуманитарного знания

Текст:  Мария Набиркина
Сегодня много говорят о важности подготовки специалистов инженерных и наукоемких направлений - квалифицированных кадров для укрепления технологического суверенитета страны. Кажется, что вопросы гуманитарного образования отошли на второй план. Однако, по мнению ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Николая Промыслова, это не так, и гуманитарное знание переживает сегодня настоящий ренессанс. Почему? Об этом он рассказал в интервью "Российской газете".
Читать на сайте RG.RU

Николай Владимирович, какова роль гуманитария в современном обществе и экономике? Какие качества, способности для такого специалиста ключевые сегодня?

Николай Промыслов: Традиционный спор между физиками и лириками, начавшийся в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века, кажется, не утихает по сей день. Но я бы сказал, что в последнее время в нашей стране заметен ренессанс гуманитарного знания. Не столько науки, сколько, в первую очередь, знания, которое важно для самых различных сторон нашей жизни.

Ведь важно не только обеспечить технологическое лидерство. Важно, чтобы специалисты осознавали смысл своей деятельности, понимали её цели, ценность и возможные риски технологий для людей и общества в целом. Об этом стали все чаще говорить, и, мне кажется, мы имеем право говорить о возрождении гуманитарного профиля.

Конечно, гуманитарное знание, в первую очередь, фундаментальное, хотя и прикладным тоже бывает. Оно дает людям представление о своем собственном обществе, о том, как устроены другие общества вокруг нас. Эти знания крайне важны, так как без них мы не поймем себя и не сможем рационально организовать жизнь.

Мы совершенно точно должны понимать, как разные общества и разные государства устроены изнутри. Для этого нужны самые разные специалисты в сфере гуманитарного знания: политологи, историки, социологи, философы и еще много других. И это должны быть фундаментально подготовленные люди, обладающие большим объемом знаний.

Что будет, если пренебрегать гуманитарным знанием в пользу "прикладного" и "практического"?

Николай Промыслов: Бороться здесь нужно за свои склонности и свои устремления. Если человек хочет заниматься историей, политологией, философией или еще каким-либо гуманитарным знанием, нужно бороться за то, чтобы иметь на это право.

Учитель Самойлова о ДНКР: Будем говорить о вещах, которые не измеришь баллами

Человеку, который хочет быть историком, будет очень сложно стать хорошим инженером. С большой долей вероятности могу сказать: не нужен стране такой инженер, который внутри философ. И наоборот, стране не нужен такой философ или историк, который на самом деле хотел быть физиком.

Каждому молодому человеку нужно понять, чего ты на самом деле хочешь, и стараться реализовать свои желания в меру возможностей.

Как гуманитарным университетам сегодня сохранить свою специфику и отвечать на вызовы времени?

Николай Промыслов: Для того, чтобы быть успешным в современном мире, гуманитарному университету, впрочем, как и любому другому, нужно обратить пристальное внимание на качество подготовки.

Еще раз отмечу: мне не кажется, что идет серьезный поворот в сторону физиков, и государство отворачивается от "лириков". Нет. Просто от вех требуется качественный подход к подготовке специалистов. На протяжении многих лет, начиная с позднего советского периода и вплоть до постсоветского времени, высшие учебные заведения функционировали крайне обособленно. Они самостоятельно определяли образовательные направления и разрабатывали учебные программы, при этом реальная востребованность этих программ обществом или рынком труда абсолютно не принималась во внимание. Процесс набора студентов и их выпуска также происходил без какого-либо учета их дальнейшей профессиональной реализации и успешности.

Сегодня мы ясно осознали, что такой подход более недопустим и неэффективен. Наша главная цель теперь - подготовка действительно высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать ключевые государственные задачи. Эти задачи чрезвычайно многообразны и включают в себя не только безусловно важное технологическое обеспечение и достижение лидерства, но и целый ряд других критически важных направлений.

Есть и вопросы по сохранению исторической памяти, по сохранению традиционных ценностей, и эту работу должны обеспечивать, на самом деле, и инженеры, и гуманитарии.

В России увеличилось количество желающих поступить в колледжи
Образование