29.07.2025 22:07
Авто

Автомобильный рынок вошел в России в топ-5 отраслей с самой низкой динамикой

Текст:  Елена Манукиян
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (9711)
Автомобильный рынок оказался затоваренным, поскольку спрос упал, а складские остатки выросли, отмечают эксперты.
В автосалонах скопилось много нераспроданных машин, поэтому на некоторые модели предлагают скидки. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Согласно совместному исследованию проведенному "Точка банком", hh.ru и Calltouch (есть в распоряжении "РГ"), в первой половине этого года автомобильный рынок вошел в топ-5 отраслей с самой низкой динамикой. При этом ранее, перед ростом утильсбора, дилеры завезли машины, опираясь на прошлогодний спрос, а заводы в январе-феврале нарастили выпуск под пиковые планы, поясняет представитель "Точка Банка" Юлия Криган.

Она также обратила внимание, что резкого снижения продаж, как в марте этого года, на автомобильном рынке больше не предвидится. Эксперт напомнила, что в начале весны продажи рухнули сразу на 45,5%. По словам Криган, консенсус‑прогноз российских финансистов предполагает снижение ключевой ставки на 1-2 процентных пункта, что облегчит кредиты и сможет поддержать спрос.

За первое полугодие 2025 года автомобилей было продано на 26,3 процента меньше, чем за тот же период прошлого года

По сведениям "Автостата", за первое полугодие 2025 года в России было продано на 26,3% автомобилей меньше, чем в первом полугодии 2024 года. Количество выданных автокредитов в январе - мае 2025 года уменьшилось на 53,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

В России продолжилось снижение цен на автомобили с пробегом

По данным платформы омниканального маркетинга Calltouch, во II квартале 2025 года количество лидов, которые приходят на сайты компаний автомобильного сектора с платной рекламы, сократилось на 19%, из поисковых систем - на 27% по сравнению с тем же периодом в 2024-м. В то же время люди стали внимательнее изучать предложения, информацию на сайтах. Так, количество сессий с просмотрами выросло на 10%. Такое поведение пользователей косвенно подтверждает наличие отложенного спроса, считают аналитики.

Между тем, крупнейшие автоконцерны - КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ - объявили о переходе на четырехдневную рабочую неделю. Сокращение рабочей недели отражает отраслевое охлаждение и попытку адаптации к нестабильной экономической ситуации, пояснил "РГ" доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. По его словам, это поможет снизить затраты, сохранить рабочие места, адаптироваться к рыночным условиям.

Так, пояснил эксперт, в условиях низкого спроса на автомобили и низкого спроса на автокредиты - сокращение рабочей недели позволяет компаниям уменьшить затраты на оплату труда и содержание производственных мощностей. Это может помочь сохранить финансовую устойчивость предприятий в краткосрочной перспективе. Кроме того, переход на неполную рабочую неделю может помочь избежать сокращений, что также важно как для работников, так и для социальной стабильности в регионах, где расположены заводы. Сохранение квалифицированных кадров важно для будущего восстановления производства, когда рынок начнет восстанавливаться. Наконец, сокращение рабочей недели позволяет автопроизводителям гибко реагировать на изменения в спросе. "Если ситуация на рынке улучшится, компании смогут быстро адаптироваться и увеличить объемы производства", - говорит Щербаченко.

Стоимость обслуживания автомобилей в России увеличилась в среднем на 30%

В целом, сокращение рабочей недели, считает он, это временная мера, направленная на адаптацию к текущим вызовам. Однако для долгосрочного успеха необходимо более комплексное решение. Возможно, в будущем могут быть возобновлены льготные программы кредитования для поддержки российского автопрома, добавил он.

В то же время, эксперты hh.ru отмечают во II квартале 2025 года сократилось в 1,5 раза число вакансий в автомобильной отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако зарплаты в ней растут. В среднем они увеличились на 15%. Аналитики считают, что это связано с оптимизацией зарплатного фонда и фокусом на эффективность труда. В автоотрасли активно внедряется автоматизация многих бизнес-процессов, что позволяет сокращать штат, а зарплатный фонд перераспределять между оставшимися сотрудниками. При этом самые высокие зарплаты предлагают микропредприятия: медианная зарплата у них составила 96 200 рублей против 84 167 рублей в средних компаниях.

Легковые авто