29.07.2025 17:37
Культура

Михаил Швыдкой: Нельзя забывать, что игра старше культуры

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №166 (9705)
Законодательная инициатива первого заместителя Комитета по защите семьи Государственной Думы Татьяны Буцкой, призванная запретить пропаганду идеологии "расчеловечивания" среди детей, не вызвала такого широкого общественного обсуждения, как введение штрафов за поиск в интернете экстремистской литературы или "проговорки" о возможном запрещении "недружественных" мессенджеров. Но и сказать, что она не была замечена вовсе, было бы неверно. Особенно в той среде, которая профессионально на протяжении столетий, если не тысячелетий, занимается этой самой пропагандой "расчеловечивания"!
Михаил Швыдкой / Александр Корольков/РГ
Читать на сайте RG.RU

Не буду отягощать читателей экскурсом в историю мировой культуры, напомню лишь, что на Рождество, на Масленицу, на Пасху в России не только в деревнях, но и в городах по домам ходили ряженые, среди которых непременно были люди, изображающие животных, - от медведей до козлов. Помните, в чеховских "Трех сестрах" герои с нетерпением ждут ряженых. Их приход - неизменная принадлежность праздника!

Эта традиция, сохраняясь в фольклорном обличье, получила новое воплощение в детской литературе, кукольном и детском театре, а потом и в детском кинематографе. И все профессиональное сообщество не могло не обратить внимание на то, что, по существу, вся их деятельность может быть поставлена за пределы закона. Ведь по мнению уважаемого депутата, судя по публикациям в СМИ, эта идеология имеет в том числе "вид детской игры, которая подталкивает к отказу от человеческой идентичности и, как следствие, отрицанию юридических и природных законов".

Все можно довести до абсурда. При этом нельзя забывать, что игра старше культуры

Наверное, было бы разумнее, если бы в законодательной инициативе появился термин "квадроберы" - подростки, подражающие животным. Это достаточно экзотическое для России явление, которое в ряде стран считается то ли субкультурой, то ли видом спорта, вызвало особую озабоченность не только депутатов и сенаторов, но и педагогической общественности. Уже сегодня есть достаточное количество способов бороться с каждым проявлением подобных отклонений от нормы, когда подросток, подражая животному, таким образом выражает неудовлетворенность своей жизнью. Самый простой когда-то был сформулирован учительницей в фильме Ильи Авербаха "Чужие письма". В ответ на вопрос коллеги, как объяснить детям, почему нельзя читать чужие письма, она ответила, что никак не надо объяснять, нужно просто сказать, что чужие письма читать нельзя.

Так и в случае квадроберов - не уверен, что здесь нужны законы. Необходимо педагогическое, родительское, психологическое, а в крайнем случае и психиатрическое вмешательство, которое поможет ребенку найти выход из этой ложной трансформации. Здесь полицейские меры вряд ли принесут искомый результат.

В Госдуме готовят проект о запрете пропаганды идеологии расчеловечивания

Законопроект о пропаганде деструктивного поведения среди детей, направленный прежде всего на борьбу с квадроберством, начали разрабатывать еще осенью 2024 года, а новая законодательная инициатива, похоже, значительно шире. Речь о пропаганде идеологии "расчеловечивания", которая может привести к запрету природной потребности человека в игре, пробуждающейся в самом раннем возрасте. А у профессионалов она сохраняется до конца дней. Игра предполагает то, что называется мимесисом - подражание, имитация. В том числе и представителям животного мира. Помните песенку М. Вайнберга на слова Б. Заходера из мультфильма "Винни-Пух": "Я тучка-тучка-тучка, / А вовсе не медведь. / Ах, как приятно тучке / По небу лететь". Если следовать логике будущего законопроекта, тучкой быть можно, а медведем нельзя.

Все можно довести до абсурда. При этом нельзя забывать, что игра старше культуры, культура "возникает и развивается в игре". Эту позицию разделяет не только Й. Хёйзинга, чьи слова из его труда Homo Ludens были мною процитированы. То, что игра - один из важнейших способов постижения человеком самого себя и окружающего его мира, знали еще в древности.

Не буду мучить читателей многочисленными отсылками к великим, но все же еще одну цитату себе позволю. Ф. Шиллер в своей программной статье "Письма об эстетическом воспитании человека" с предельной ясностью высказывается по поводу обсуждаемой проблемы: "Человек играет только тогда, когда он в полном значении человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".

Все это материи необычайной сложности, которые вряд ли поддаются законодательному регулированию. Хотя бы потому, что законодательство - продукт рациональной интеллектуальной деятельности. Игра же связана с миром эмоций и фантазий, которые, как правило, находятся за пределами рациональности. Уверен, что уважаемая Т. Буцкая в детстве не только читала "Доктора Айболита" Корнея Чуковского, но и смотрела знаменитый фильм Ролана Быкова, где обезьянка Чичи и собака Авва помогали врачу лечить их африканских сородичей и бороться с безжалостными разбойниками. И любому зрителю, самому маленькому и самому пожилому, было ясно, что бывают прекрасные животные и ужасные люди. Правда, наоборот бывает тоже.

Все это материи необычайной сложности, которые вряд ли поддаются законодательному регулированию

Хороших людей и животных больше, чем плохих. И новый закон, если он будет похож на его концептуальное изложение, не позволит Московскому театру мюзикла играть спектакль "Мамонтенок", где каких только животных нет на сцене: от слонов до жирафов. А они еще спускаются в зал и начинают играть с юными зрителями, вызывая желание помочь найти маму Мамонтенка, который оказался в Африке. Но никакие уже полученные этим спектаклем премии не смогут продлить его жизнь - в нем все герои, если следовать концепции нового законопроекта, "расчеловечены".

Обсуждая законодательные инициативы, так или иначе связанные с художественным творчеством, важно понимать, что игра - неотъемлемая часть человеческого бытия. Дети и взрослые играют всю жизнь. Правда, в разные игры. Но у детей они, как правило, наивнее и бескорыстнее.

Театр