29.07.2025 13:25
Власть

Cуд обязал салон красоты выплатить компенсацию за плохую окраску волос

Текст:  Владислав Куликов
Шестой кассационный суд общей юрисдикции взыскал 122 тысячи рублей с салона красоты, который не смог (или не захотел) превратить свою клиенту в настоящую блондинку. Любопытно, что цвет волос девушке не понравился сразу. Но ее заверили, что краска еще настоится, и ночью - совсем в другой обстановке - волосы будут выглядеть просто великолепно. Но, увы, этого не произошло. Клиентка перекрасилась в другой цвет и обратилась в суд. Юрист Бюро адвокатов "Де-юре" Владислав Алехин объяснил "РГ", почему это решение очень важно.
Читать на сайте RG.RU
Суд признал наценку за ночной сервис в караоке-баре законной

По словам юриста, суд первой инстанции в данном деле формально подошел к оценке качества оказанных услуг. Он не поддержал истицу. В первую очередь суд оценил профессионализм исполнителя услуги по окрашиванию волос (наличие сертификата о прохождении учебных курсов парикмахеров), качество расходных материалов, которые использовались для окрашивания волос. Мол, если все справки на месте и печати на них сверкают, то все в порядке. Также суд руководствовался показаниями о процедуре окрашивания мастера-парикмахера. Мастер описала процесс окрашивания, и суд первой инстанции с учетом представленных парикмахером сертификатов о прохождении учебных курсов сделал вывод о том, что технология окрашивания не была нарушена, поскольку парикмахер является квалифицированным специалистом. Кроме того, вызванная в качестве свидетеля лечащий врач-трихолог пострадавшей клиентки показала, что не может с уверенностью сказать, являлась ли спорная услуга по окрашиванию причиной заболеваний кожи головы и волос, обнаруженных у пострадавшей клиентки.

Таким образом, получалось, что процедура соблюдена, делал ее настоящий мастер, а раз так, то жаловаться женщине не на что. Не нравится цвет? Это дело вкуса. Вкус и плохое настроение не могут перебить красивый сертификат.

Иск был отклонен. Однако суд апелляционной инстанции, напротив, встал на сторону потребителя. Кассационный суд поддержал апелляцию. И выводы третьей инстанции крайне важны. В таких вопросах, как женская прическа, нельзя подходить к делу формально.

"Суд апелляционной инстанции более детально, чем суд первой инстанции, изучил доказательства, представленные материалы дела, дал оценку тем доказательствам, которые суд первой инстанции не изучил в нарушение норм процессуального права, - рассказывает Владислав Алехин. - Так, довод мастера-парикмахера и вывод суда первой инстанции о том, что после некачественного, по мнению истца, окрашивания, она произвела окрашивание у другого мастера, в связи с чем не представляется возможным установить факт ненадлежащего качества первого окрашивания, "рассыпались" о переписку в мессенджере, где истец направляла после окрашивания (до нового окрашивания в другом салоне красоты) фото ответчику с претензиями по качеству оказанной услуги.

В данной переписке ответчик признала, что результат окрашивания не достигнут. Представляется, что в данном контексте можно поставить под сомнение факт профессионализма и соответствующей квалификации ответчика, установленный судом первой инстанции, напротив, сделать вывод о том, что квалификация лица в той или иной профессиональной сфере не является подтверждением того, что услуга оказана качественно".

Также суд апелляционной инстанции оценил заключение специалиста, имеющей не просто сертификат о прохождении учебных курсов, а диплом об образовании технолога по специальности "парикмахерское искусство" со стажем работы по полученной специальности.

Когда гражданин вправе тайно зафиксировать свой разговор с начальником

"В отличие от суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не ограничился изучением формального подтверждения качества оказанных услуг, профессионализма исполнителя услуги, - говорит юрист. - Суд апелляционной инстанции установил, что ответчиком не исполнена одна из его ключевых обязанностей в соответствии с Законом "О защите прав потребителей": предоставление потребителю до начала оказания услуги полной и достоверной информации об услуге.

В данной ситуации также важно состояние беременности истицы и последующий период лактации, которые, как разъяснил специалист-технолог, также могут оказывать влияние на окрашивание. Такие риски, в соответствии со спецификой услуги, должен был установить, зафиксировать и разъяснить клиентке исполнитель услуги, что им не было осуществлено".

При этом суд апелляционной инстанции не взыскал в пользу истца расходы на последующие процедуры в другой студии, объяснив это тем, что услуги в другом салоне красоты (в частности, окрашивание) были направлены не на исправление недостатков по технике окрашивания "аир-тач", а на восстановление первоначального цвета волос, что, по мнению суда, уже не находится в причинно-следственной связи с некачественно оказанной услугой.

"Взыскание судом апелляционной инстанции компенсации морального вреда за причиненный здоровью вред указывает на то, что суд установил причинно-следственную связь между некачественной услугой и наступившими последствиями", - подчеркивает Владислав Алехин.

Точку между двумя прямо противоположными судебными актами поставил суд кассационной инстанции. "Встав на сторону суда апелляционной инстанции, он укрепил правовое обоснование выводов суда апелляционной инстанции и подчеркнул верную оценку судом апелляционной инстанции фактов, установленных, но неверно истолкованных судом первой инстанции, и представленных в материалы дела доказательств", - говорит юрист.

Суд кассационной инстанции подчеркнул, что доказательств надлежащего качества оказания услуги исполнитель-парикмахер не представил, зато потребителем представлены заключение специалиста, переписка в мессенджере, которые не были опровергнуты ответчиком, а переписка в мессенджере, наоборот, подтверждает признание ответчиком в рамках досудебного урегулирования спора ненадлежащего качества оказанной услуги.

Кроме того, суды апелляционной и кассационной инстанций верно применили нормы материального права, регламентирующие качество оказания бытовых услуг. Так, пунктом Правил бытового обслуживания населения, утвержденными правительством, установлено, что при химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции. Такую пробу парикмахер у клиентки не взяла.

"На практике нередко возникают споры между потребителем и продавцом, изготовителем, исполнителем, в том числе по поводу качества парикмахерских услуг, иных услуг, предоставляемых салоном красоты", - говорит Владислав Алехин.

По его словам, необходимо помнить, что у потребителя, несмотря на обязанность продавца, исполнителя, изготовителя доказать качество своих товара, услуги, работы должны быть доказательства обоснованности заявленных им требований. В этой связи нелишней будет попытка со стороны потребителя урегулировать спор в досудебном порядке.

Еще один важный вопрос: как отличить субъективное впечатление клиента от реально некачественной услуги - по окраске волос, по стрижке?

Суд в Москве на время изъяли знаменитых бутовских коз у хозяина

"В деле о некачественном окрашивании волос суды произвели анализ соответствующей нормативной базы правил оказания бытовых услуг, заключение специалиста с профессиональным образованием в области парикмахерского искусства, а также иные доказательства (переписку в мессенджере, свидетельские показания), - поясняет юрист. - Суд также будет оценивать поведение обеих сторон при совершении соответствующей сделки. Также досудебный порядок урегулирования спора имеет значение для взыскания "потребительского" штрафа, поскольку такой штраф взыскивается судом с продавца, исполнителя, изготовителя за отказ от удовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке".

Однако бывают ситуации, в которых субъективное впечатление потребителя само по себе является основанием говорить о том, что продавцом, исполнителем, изготовителем нарушены условия договора, говорит юрист. Например, в практике было дело, когда суд встал на сторону потребителя, которому не понравился по вкусу товар в магазине. Дело в том, что магазин публично объявил такую акцию, выставив товар с соответствующими этикетками, и данную "акцию" суд квалифицировал в качестве условия договора.

"Понятие "плохая стрижка", безусловно, является субъективным. Тем не менее установить ее качество помогут соответствующие ГОСТы, правила оказания бытовых услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а также набор доказательств (это могут быть, например, каталоги парикмахерской (салона красоты) с образцами стрижек, переписка между мастером и клиентом, где могут быть указаны соответствующие референсы желаемой стрижки, фото- и видеоматериалы "до" и "после", аудиозаписи разговора с мастером, по которым впоследствии может быть также проведена судебная экспертиза, исследование специалиста), - говорит юрист. - К сожалению, многие продавцы, изготовители, исполнители не имеют даже "типовых" форм договоров, в которых детально указывалась бы информация о товаре, работе, услуге, подкрепленная фотоматериалами образцов итогового результата".

Как поясняет юрист, парикмахер должен предоставить полную и достоверную информацию об оказываемой услуге (своих действиях при оказании услуге, надлежащем результате оказания услуги), о химических средствах, инструментах, которые используются при оказании услуги, о своей профессиональной квалификации, о мерах гигиены парикмахера при оказании услуги и мерах санитарной обработки рабочего места парикмахера и иную информацию по требованию потребителя, которая имеет прямое отношение к оказываемой услуге.

"При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции", - говорит Владислав Алехин.

Право Судебная система