Антон, у вас два высших образования: вы закончили механико-математический факультет МГУ и юридический факультет РГСУ. Как с таким бэкграундом вы попали в анимацию?
Антон Сметанкин: Это на самом деле не такой долгий путь, как кажется. После института я успел поработать инженером в "Атомэнергопроекте", а потом мой товарищ позвал меня на реалити-шоу "Голод". Это, простите за каламбур, были времена кадрового голода, потому что команды на таких проектах собирались огромные, а людей с опытом было невозможно найти по всей стране. Поэтому приглашали тех, у кого опыта не было, в том числе и меня. Я начал с позиции логгер-редактора, для которой пришлось научиться быстро печатать, и надолго остался на телевидении. Потом ему на смену пришло кино, затем анимация - и больше с этого пути я уже не сходил.
Почему победила именно анимация? Вы же не остались в игровом кино или на телевидении…
Антон Сметанкин: Я думаю, это вопрос возможностей. Одиннадцать лет назад я уже сделал какое-то количество очень разных проектов - и появился шанс открыть собственную компанию. В ней мы можем выстраивать процессы производства так, как нам кажется максимально эффективным. Так что можно сказать, что степень свободы оказалась решающим фактором.
Математическое мышление как-то помогает при съемке детских мультфильмов? По моим ощущениям, это абсолютно непересекающиеся вселенные…
Антон Сметанкин: Напрямую я за творчество не отвечаю. Этим руководит мой партнер, наш креативный директор Евгений Головин. А мое дело - решать задачи, связанные с производственными процессами, и находить оптимальное решение. И тут без математического мышления никуда. (Улыбается.)
Антон, а если бы вам, семилетнему ребенку, показали те проекты, которые вы снимаете сейчас, какая бы у вас была реакция?
Антон Сметанкин: Знаете, я в детстве обожал все виды мультфильмов, кроме, наверное, кукольных. Это был мой любимый залипательный контент. Помню, что во всех газетах с телепрограммами подчеркивал показы мультфильмов. Так что думаю, проекты "Паровоза" мне бы понравились, тем более что они классные - веселые и содержательные.
Это и есть секрет успеха студии "Паровоз"?
Антон Сметанкин: В том числе. Плюс особенность нашей студии в том, что она изначально создавалась с целью производства контента для нашего основного заказчика - детского телеканала "МУЛЬТ". Поэтому мы на многие годы обеспечены постоянной работой. От нас лишь требуется постоянное трудолюбие и креатив - как доказательство того, что заказ размещен верно.
Антон, когда разговариваешь с экспертами о проблемах современной российской анимации, чаще всего они на первое место ставят нехватку кадров. При этом вузов и курсов, которые готовят специалистов для работы в вашем секторе, довольно много. Но единых стандартов обучения нет, и ребята выходят недостаточно подготовленными…
Антон Сметанкин: Не думаю, что это основная проблема. Сейчас на нашей студии работает четыре поколения режиссеров. Среди них есть те, которые сумели реализоваться на студиях-легендах, как, например, мой партнер Евгений Головин, начинавший на студии "Пилот". А есть совсем молодые ребята, которые только начинают свой путь в индустрии - им нет тридцати. И среди них тоже много одаренных людей. К примеру, Светлана Болдина, режиссер таких проектов, как "Семь королевств" и "Сказочный патруль", или Александр Афонасьев - его дебютный короткометражный мультфильм "По ту сторону" мы представили в апреле на Московском международном кинофестивале. Так что нехватки кадров лично я не вижу. А тот факт, что некоторые анимационные курсы выпускают неготовых специалистов - так это общее место в образовании. Даже крупные вузы не всегда выпускают профессионалов. Потому что главная цель обучения - это дать базу и подсказать правильное направление, а дальше ты уже должен шлифовать себя сам.
Но студенты жалуются, что приходят на студии за творчеством, но в итоге вынуждены годами рисовать волосы…
Антон Сметанкин: Все большие художники тоже рисовали волосы…
Я имею в виду конфликт между творческими амбициями и реалиями конвейерного производства…
Антон Сметанкин: Я думаю, что это сильно упрощенный взгляд и розовые очки, которые рано или поздно обязательно упадут. Если ты хочешь реализовывать собственные проекты, то для этого есть питчинги авторских анимационных фильмов, которые проводятся в том числе и Министерством культуры. Также вы можете прийти на студию со своими идеями, выиграть грант - и творите в свое удовольствие! Но! Для любого творчества нужны руки, и руки опытные. А чтобы появился опыт, его необходимо наработать. Так что, прежде чем ты станешь самостоятельным автором, которого будет интересно смотреть и слушать, ты обязан накопить солидный внутренний багаж.
Насколько я знаю, крупные студии занимаются не только коммерческими проектами, но и авторским кино. "Паровоз" не исключение?
Антон Сметанкин: Мы в этом направлении действуем так: у нас есть процедура внутреннего конкурса, в ходе которого мы отбираем проекты для создания авторских мультфильмов, после чего студия превращается в продюсерскую площадку. Мы помогаем собрать команду, организовываем процесс, дофинансируем - то есть делаем все, чтобы авторская идея реализовалась на самом высоком уровне. Например, в 2023 году мы организовали внутренний питчинг проектов среди сотрудников студии. Участие приняли супервайзеры, режиссеры и художники, представившие 12 оригинальных идей. Продюсеры и ведущие авторы "Паровоза" выбрали самый перспективный, по их мнению, проект - анимационный сериал "Мамстр", который в итоге был поддержан Министерством культуры. Так что совсем скоро мы приступим к продакшену.
Отличная новость, но давайте вернемся к независимой авторской анимации. Её, к сожалению, не становится больше…
Антон Сметанкин: Если вы хоть раз были на Суздальфесте (Открытый российский международный фестиваль анимационного кино в Суздале. - Прим. ред.), то вы знаете, что достойных авторских проектов снимается очень много. И это доказывают крупнейшие международные смотры, на которых наша анимация с успехом показывается. И речь не про один-единственный фильм в год, который участвует в международном фестивальном движении: таких проектов всегда больше десяти. Так что у меня нет ощущения, что есть какое-то авторское кино, которое требует выхода и этого выхода не находит.
Возможно, нет выхода именно на зрителя. В прокате или на ТВ-каналах такие проекты - большая редкость.
Антон Сметанкин: На фестивали такие фильмы попадают и зрителя там своего находят. Почему они не работают вне фестивальных площадок - на этот вопрос ответа у меня нет. Я знаю, что некоторые онлайн-кинотеатры пытаются экспериментировать с авторским анимационным контентом, но процесс пока идет тяжело. Потому что, как только мы произносим слово "мультфильм", массовый зритель решает, что мы заговорили о детском кино. Поэтому необходима просветительская работа: мы должны объяснять, что анимация - это вид искусства и что она стоит того, чтобы ходить на нее в кинотеатры.
Антон, не могу не спросить про главную "страшилку" последних лет. Речь об искусственном интеллекте. Людей, работающих в кино, давно пугают, что ИИ разовьется до нужного уровня и заменит сценаристов, художников и т.д. Насколько ИИ опасен для аниматоров?
Антон Сметанкин: Видимо, наше сознание так устроено, что мы не можем быть без такого рода "страшилок". Когда появилось телевидение, начались разговоры, что люди перестанут ходить в кинотеатры. Потом сформировался тезис, что коммерческий кинематограф убивает кино как искусство. Мифы об ИИ - страшилки того же рода. На самом деле искусственный интеллект - это только инструмент. Который, кстати, развивается очень быстро. Поэтому людям, работающим в индустрии, нужно не сидеть в сторонке и наблюдать, а учиться работать с ИИ, изучать его возможности. Других вариантов попросту нет.
Также есть версия, что через пару лет с помощью ИИ можно будет создавать анимационные проекты в несколько раз быстрее…
Антон Сметанкин: Я думаю, что через два-три года ИИ будет необходимым условием для создания любой анимации. Это как компьютеры. Правда, на них мы переходили долго, и некоторые художники еще лет 10-15 назад упрямо твердили, что им комфортнее работать с бумагой. Но со временем такие вещи становятся стандартом - и сейчас это время быстро сжимается. ИИ тоже станет стандартом и очень скоро.
Антон, тогда давайте расскажем о новых проектах "Паровоза". Чем будете удивлять?
Антон Сметанкин: Удивить опять? (Смеется.) Мы недавно запустили проект, удививший нас самих. Я говорю про один из брендов "Паровоза" - сериал "Муся, Чук и Станислав" (супергеройский блокбастер для самых маленьких, в котором забавные антропоморфные существа в игровой форме рассказывают о правилах поведения в большом городе. - Прим. ред.). Его активно смотрят и в онлайн-кинотеатрах, и на детских ТВ-каналах: он постоянно находится в топах. Это стало для нас приятным сюрпризом: мы знали, что проекты, связанные с темой детской безопасности, очень востребованы, но не думали, что настолько.
Также мы продолжаем работать над франшизой "Сказочный патруль": в 2021-м вышел наш первый полнометражный фильм "Кощей. Начало", а через несколько лет надеемся выпустить в прокат спин-офф этого проекта. Плюс в 2026-м выпускаем еще один полный метр, но уже из другой нашей киновселенной - это "Лео и Тиг. Дорога на Байкал".