06.08.2025 08:31
Культура

В Воронеж привезли легендарные барановские ситцы XIX века

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №174 (9713)
Рассмотреть тонкий узор на красных тканях, в которые одевалась вся царская Россия, можно в Воронежском областном краеведческом музее до конца сентября.
Работы современных художников поместили на выстывке, чтобы показать, что знаменитые узоры продолжают вдохновлять мастеров. / www.museum-vrn.ru
Читать на сайте RG.RU

Ими торговали на русских ярмарках и восточных базарах, их носили по деревням коробейники и выставляли в павильоне как гордость империи на Всемирной выставке в Париже. "Барановские ситцы. Наш российский триумф" - выездной проект музея-заповедника "Александровская слобода" - знакомит с одним из главных текстильных брендов в истории страны.

Сегодня его знают, пожалуй, в основном по платкам, которыми покрывали голову солистки фольклорных коллективов. Яркий желто-зеленый рисунок с "восточными огурцами" на алом фоне воспроизводят на хлопковых тканях до сих пор. Но Троицко-Александровская мануфактура купцов Барановых во Владимирской губернии выпускала далеко не только, да и не столько платки. Из набивных ситцев ее производства шили платья и сарафаны, рубахи и передники - причем как крестьянки, так и женщины городских сословий. Барановские ткани имели, как правило, растительный орнамент - веточки, листики, "бобы", цветы, всевозможные завитки.

Среди активных покупателей были жительницы Воронежской губернии, где барановские платки и шали по праздникам надевали замужние женщины. В местном краеведческом музее хранится более 30 таких платков. А на выставке можно увидеть и детали народных костюмов с использованием барановских ситцев: присборенное платье с карманами, которое легко представить и на современной моднице, из Владимирской губернии, цветастую рубаху - из Воронежской, фартук - из Курской…

- Барановы были прекрасными маркетологами и понимали, что далеко не каждая женщина может купить дорогой отрез их ткани. А вот украсить себя платочком в состоянии даже крестьянка средней руки. Потому они и сделали ставку на платки. В XIX веке также из соображений экономии женщины стали иногда заменять вышивку на одежде вставками из узорных тканей. И барановские ситцы стали служить уже таким украшением костюма - в виде полосочек, нашитых на сарафан или фартук, - рассказала "РГ" врио директора Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Александровская слобода" Марина Рыбакова.

Недавно комбинат Ивановской области выпустил реплики музейных тканей с дореволюционными узорами

Цена ткани в то время зависела прежде всего от красителей. Чтобы получить насыщенный кумачовый или пунцовый (адрианопольский) цвет, использовали баснословно дорогой, требовавший особых условий хранения порошок из корней марены (крапп). Растение собирали в Турции, а экстракт изготавливали во Франции по секретному рецепту. Получались оттенки от розового до коричневого, но цвет был нестойким и при стирке линял. Федор Баранов придумал закреплять его, замачивая ткань в бычьей крови, да еще с примесью навоза. Его сын Иван приспособился выращивать марену на юге России, а бычью кровь, которая создавала его делу зловещую репутацию, заменил отваром отрубей.

Важной вехой для фабрикантов стала Всемирная выставка в Париже 1889 года. Та самая, где была представлена Эйфелева башня. В российской экспозиции современникам запомнился сельскохозяйственный павильон с "черным бриллиантом" - монолитом воронежского чернозема в одну кубическую сажень. Текстильный раздел украшали барановские платки и шали. Их моментально раскупили, а владимирские купцы получили заказы на поставку тканей во французские магазины.

Знаменитые "барановские" ситцы пустили в производство по музейным образцам

Всего в фондах "Александровской слободы" хранится более двух тысяч образцов набивных тканей и других предметов конца XVIII - начала ХХ века, связанных с этим промыслом. Для "гастрольного" проекта отобрали около 130.

Не так давно комбинат "Шуйские ситцы" из Ивановской области выпустил реплики музейных тканей с дореволюционными узорами. Для проекта "Ткани со смыслом: наследие мануфактур" взяли несколько кроков из собрания Музея ивановского ситца и "Александровской слободы".

- Мы предоставили 10 рисунков из своей коллекции, и в Воронеже эти современные ткани впервые включили в состав выставки. Дореволюционное качество ткани, качество окрашивания и печати, к сожалению, полностью повторить уже невозможно, - уточнила Марина Рыбакова.

Вторую жизнь барановским ситцам дарят современные художники. Серию арт-объектов специально поместили на выставке, чтобы показать, что знаменитые узоры продолжают вдохновлять мастеров. Керамист Вадим Сташкевич, который ранее украсил часовню в Боголюбове изразцами в стиле древних белокаменных соборов, воспроизвел на декоративных плитках "смородиновый лист". "Ситцевыми" орнаментами он расписал ступу, лыковый кошель и другие предметы старого быта. А ученица Ильи Глазунова Мария Подкопаева использует элементы народного костюма в своих жанровых полотнах. Дополняет ряд сувенирная линейка - авторские украшения от ивановского дизайнера Марии Кобенья.

Прямая речь

Марина Рыбакова, врио директора музея-заповедника "Александровская слобода":

- В нашей Владимирской губернии ткацкий промысел был исконно развит, и потом он перерос в мощную текстильную промышленность. Это заслуга купцов Барановых, которые первыми из отечественных фабрикантов получили признание на международном рынке. В ту пору красный цвет вызывал сумасшедший ажиотаж. Владельцы мануфактур и в Европе, и в России бились над тем, чтобы получить адрианопольский цвет. Технология окрашивания, которую запатентовали Барановы, оказалась очень удачной. Про их ситцы говорили, что они сносятся раньше, чем выцветут. И сегодня барановские ткани, которым более 150 лет, остаются яркими, пламенеющими. Мы даже выставляем их в постоянной экспозиции, хотя текстиль, как и графика, боится света и каждые три месяца должен отправляться на "отдых". Не испытываем судьбу и меняем образцы раз в полгода, но видим, что эти ситцы действительно не выцветают и не линяют.

Музеи и памятники Воронеж Владимирская область