12.08.2025 18:36
Общество

Американская "Аэрокобра" жалила фашистов

Текст:  Андрей Смирнов (кандидат исторических наук)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №180 (9719)
Совместное взаимодействие советских и американских пилотов не ограничивается эпизодом 1929 года. Наиболее ярко оно проявилось при организации ленд-лиза во время Великой Отечественной войны, когда из США отправляли в СССР боевые самолеты.
Советские и американские летчики на аэродроме в Фербенксе. / memorial24.ru
Читать на сайте RG.RU

Поначалу большую часть самолетов отправляли морем. Но в Северной Атлантике свирепствовали немецкие подлодки и авиация. Путь через Персидский залив занимал два с половиной месяца. Следовать через Тихий океан мешали японцы...

Поэтому еще осенью 1941-го союзники стали готовить безопасную авиаперегоночную трассу из Америки в СССР, почти не проходящую над морем. Почти год ушел на изыскательские работы в тайге и тундре, строительство новых и реконструкцию старых аэродромов, оснащение трассы радиомаяками и метеостанциями.

Трасса Аляска - Сибирь вошла в историю как АЛСИБ. Первые самолеты пошли по ней 7 октября 1942 года.

Самым массовым истребителем ленд-лиза стал Белл Р-39 (в СССР его называли "Аэрокоброй"). Большую часть своих воздушных побед советские ассы Г.А. Речкалов, Н.Д. Гулаев, А.И. Покрышкин и Д.Б. Глинка совершили именно на этих истребителях.

По АЛСИБу прибыла и большая часть "Бостонов". Так полуофициально в СССР называли Дугласы А-20, которые в 1944 году составляли до 25 процентов бомбардировщиков фронтовой авиации. Служили они и разведчиками, а на флоте - торпедоносцами.

По этой же трассе поступали к нам и бомбардировщики В-25, которые были очень просты в пилотировании, чем очень нравились летчикам. Эти самолеты использовались в авиации дальнего действия - для дальних ночных рейдов.

Америка проводила своих пилотов под гимн СССР
История