"Дом коллекционера Дмитрия Щукина - уникальная часть старой Москвы, - увлеченно рассказывает мой гид - представитель компании, которой поручена реставрация, Олег Дедков. - Его стиль, оформление, отсутствие архитектурных излишеств можно назвать тихой роскошью искусства..."
Парадный вход, всегда открытый для гостей коллекционера, говорит о том, каким когда-то был этот дом. Здесь все первозданное, созданное в 1898 году. Сохранились вестибюль с лестничным маршем, узорная лепнина и белые пилоны на стенах. Изначальный цвет стен - розовый у входа и разных оттенков коричневого дальше. С первых шагов ощутима атмосфера прежнего величия.
Щукин обожал искусство: он собирал работы Брейгеля, Вермеера, Аверкампа и других западных художников по всей Европе. Огромная коллекция хранилась прямо в доме, полотнами живописцев были увешаны все стены в двадцати комнатах. Во время работ на втором этаже даже нашлись настенные рамы из узорной лепнины - они тоже были заняты картинами. Сейчас, к сожалению, из внутреннего убранства только они и сохранились.
Как шутят мастера-реставраторы, неприкосновенной осталась лишь планировка дома. Она тоже была частью проекта Остроградского: просторные комнаты, четырехметровые потолки, высокие окна. В доме много воздуха и света. Здесь, должно быть, приятно было и отдохнуть, и принять гостей на званый ужин. Может, даже потанцевать с дамой, пусть хозяин дома и не был женат. Привычные квартиры по сравнению с этими пространствами кажутся тесными, как консервные банки.
Пока этажи удручают: голые кирпичные стены, лишний раз задев что-то, можно собрать слой пыли. Выходим на широкий балкон. "Вид на улицу - в стиле городской виллы", - продолжает Олег Дедков. С балкона видим интересную деталь, которая скрывалась под слоями краски, - окрашенные узоры из лепнины, окружающие вход на главном фасаде. Цвета красок частично обнаружились на эскизе Остроградского, но для точности будет проведена химическая экспертиза.
Впрочем, по эскизу можно восстановить лишь облик дома снаружи. Интерьер же меняли каждый раз, когда особняк переходил в новые руки. Многочисленные жильцы и хозяева изменили богатое убранство под свои нужды: вначале дом был музеем, потом здесь были коммуналки, в войну здание пострадало от бомбежки... Все приходится восстанавливать по архивным данным, воспоминаниям современников. Олег Дедков связался с несколькими москвоведами, были наняты опытные реставраторы, и интерьер удалось частично воссоздать на чертеже.
Весь дом Щукина, несмотря на прошедшие годы, пропитан эстетикой. Пусть полотна живописцев покинули его, переехав в ГМИИ им. Пушкина, но и в его стенах чувствуется любовь коллекционера к красоте. Стиль второй половины XIX века, ориентированный на высокий ренессанс, в котором он построен, необычен для Москвы. Именно потому город посчитал, что он должен быть восстановлен. Планируется вернуть особняку и изначальный статус - после полной реставрации он снова станет жилым.