Объединяя усилия
Психологи говорят, что целесообразно знакомить ребенка с основными профессиями уже в 5-6 лет - для начала в игровой форме, в стихах, песенках, сказках. Но чем старше он становится, тем глубже и подробнее должна быть информация о профессиях, которые, повзрослев, он может для себя выбрать.
С учетом возрастных особенностей выстроена и программа профориентации "Промышленник Сибири", получившая краткое название "Промка". Она была представлена на Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, который проводит АНО Национальное агентство развития квалификаций (НАРК).
"В этом году конкурс проходил по номинации "Многостороннее сотрудничество предприятий и образовательных организаций в подготовке кадров на отраслевом и региональном уровне", - рассказал "РГ" генеральный директор агентства Алексей Вовченко. - Приятно отметить, что победителем стала практика, реализованная в масштабе крупного сибирского региона. Проект Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края смог объединить десятки ведущих работодателей и сферу образования при содействии государственных и общественных организаций. Особенно важна роль креативности в проекте - организаторы задумались не только о том, какие мероприятия помогут достичь поставленных целей, но и как сделать их по-настоящему интересными, запоминающимися и эффективными".
Разработчики программы "Промышленник Сибири" поставили цель - сформировать у детей и молодежи положительное отношение к промышленным профессиям. "Промка" стартовала в октябре 2024 года, и к маю 2025 года к ней присоединились 38 предприятий, среди которых - золотодобывающая компания "ПОЛЮС", компания "РУСАЛ", "Литейно-прессовый завод СЕГАЛ". В реализацию программы включились 86 образовательных учреждений: школы, техникумы и колледжи, вузы. В ее мероприятиях приняли участие около десяти тысяч учащихся и педагогов всех муниципальных образований Красноярского края, от севера до юга. Программа получила также поддержку правительства региона.
"Программа "Промка" стала социальным брендом, объединившим усилия большого числа работодателей. Все понимают, что у такой работы отложенный эффект, и ее результат - не столько профориентация, сколько воспитание гордости за свой регион, за достижения промышленников Сибири, а также развитие научно-технического творчества детей и молодежи", - говорит руководитель программы "Промка", заместитель исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Мария Анфимюк.
"Промка" стала региональным продолжением всероссийского проекта ранней профориентации "Билет в будущее" ("Россия - мои горизонты"). При этом акцент в ней сделан на профессиях, востребованных именно в Красноярском крае. Например, в таких отраслях, как лесная промышленность, производство стройматериалов, добыча нефти, газа, золота и др.
Для самых маленьких
Программа ранней профориентации начинается с младших классов. Для ребят выпускается детский журнал, где забавный персонаж по имени Промка рассказывает им об уникальных фактах из истории промышленности края, знакомит со сверстниками - победителями федеральных конкурсов в сфере научно-технического творчества. Журнал доступен для ребят в школьных библиотеках.
По QR-коду, размещенному в нем, можно посмотреть анимационные видеоролики, в которых Промка вместе с другом - мальчиком Ромкой рассказывают о важных для региона профессиях, например, геолога или металлурга. Для создания детского контента организаторы привлекли студентов колледжа креативных индустрий, которые придумывали увлекательные истории про двух друзей и их путешествия по профессиям.
Хакатон - пространство для творчества
В рамках программы "Промка" для школьников и студентов прошел первый Сибирский промышленный хакатон - командное соревнование, цель которого - поиск нестандартных инженерно-технических подходов к производственным задачам. Вход в хакатон сделали максимально простым: члены команды необязательно должны были учиться в одной образовательной организации; к работе разрешили привлекать любых экспертов и обращаться за помощью к представителям предприятий.
На хакатон поступили заявки от 155 команд, которые объединили 790 ребят. Реальные кейсы учащимся предложили решить золотодобывающая компания "ПОЛЮС", Красноярский алюминиевый завод РУСАЛа, Литейно-прессовый завод "СЕГАЛ", российская горно-металлургическая компания "Норильский никель", компания по производству амфибийной техники "Севербоат". Формат хакатона был необычен: чтобы погрузиться в тему, от подачи заявки до финала у команд было около полугода.
Эксперты предприятий провели предварительный отбор лучших проектных решений, консультации для команд, экскурсии на производство, встречи с представителями профессии. Результаты превзошли все ожидания: команды -участницы хакатона разработали 87 решений: современный пульт управления прессовым оборудованием, защиту двигателя аэролодки, технологию извлечения золота из упорных руд, нашли причины недогрузов тепловозов, разработали VR-экскурсии по предприятию и технологию промышленного строительства в условиях Арктики. Как отмечают педагоги, многих участников соревнования увлекло то, что перед ними стояли настоящие задачи предприятий и что в ходе работы можно было спросить совет у любого эксперта - инженера, технолога, лаборанта. Возможность применить свои знания в конкретном деле повысила самооценку ребят и показала важность хорошего образования.
Интерактив как метод
Создатели программы изначально делали ставку на активные формы освоения ребятами мира промышленных профессий: возможность увидеть все своими глазами, попробовать сделать своими руками.
Для "Промки" разработан специальный сайт, на котором можно записаться на экскурсии по промышленным предприятиям. Заводы формируют их график на полугодие вперед. За октябрь-ноябрь 2024 года 20 предприятий региона провели около 200 экскурсий, которые посетили более 3000 школьников. Педагогическое сообщество высоко оценило удобство использования сайта для взаимодействия с предприятиями.
Кроме того, сайт рассказывает о ведущих промышленных отраслях края, на нем приведены интересные факты и официальная статистика, которую важно знать педагогам и учащимся о промышленности региона. Ресурс знакомит школьников со словарем промышленных профессий и предоставляет компаниям-партнерам возможность опубликовать имиджевые материалы.
На сайте также выложены учебно-методические комплексы (УМК) для учителей 6-11 классов, подготовленные образовательными учреждениями края. В них входят конспекты занятий, презентации, видеоролики, каталоги профессий и рекомендации к их использованию. У педагогов есть возможность самостоятельно выбирать, как использовать материалы, - например, создать собственный уникальный урок или провести занятие по предложенному конспекту. В помощь школьным учителям педагоги колледжей и техникумов разработали готовые сценарии уроков, собрали данные об отраслях, информацию от предприятий, иллюстрации и видео.
"Таким учебно-методическим комплексом мы пользуемся впервые, и он составлен очень удобно, - комментирует руководитель инженерного направления школы №149 г. Красноярска Татьяна Телешун. - При подготовке к подобным занятиям обычно приходится самостоятельно искать и подбирать необходимый материал, причем еще и верифицировать его. Это огромный пласт работы, который не всегда получается выполнить. А здесь есть уже готовый, выверенный специалистами материал: бери и пользуйся".
"Такие уроки позволяют расширить представление школьников об инженерных профессиях, развеять стереотипы и открыть для них интересные направления,- отмечает старший эксперт управления по подготовке внешнего кадрового резерва компании "Полюс" Анна Астаева. - Формат мотивирует ребят задавать интересующие их вопросы, а ключевая их ценность - это возможность для школьников пообщаться с действующими сотрудниками компании, ведь влюбить в профессию может только тот человек, который сам в нее влюблен".