Специальный проект

Профориентация: работодатели объединяются и выигрывают

Опыт Красноярского края
27.08.202517:01

Во Всероссийском конкурсе лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена 2025 года победителем признана практика профориентации, представленная Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края.

Поделиться
Программа профориентации "Промышленник Сибири", получившая краткое название "Промка",  была представлена на Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Программа профориентации "Промышленник Сибири", получившая краткое название "Промка", была представлена на Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. / Национальное Агентство Развития Квалификаций

Объединяя усилия

Психологи говорят, что целесообразно знакомить ребенка с основными профессиями уже в 5-6 лет - для начала в игровой форме, в стихах, песенках, сказках. Но чем старше он становится, тем глубже и подробнее должна быть информация о профессиях, которые, повзрослев, он может для себя выбрать.

С учетом возрастных особенностей выстроена и программа профориентации "Промышленник Сибири", получившая краткое название "Промка". Она была представлена на Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, который проводит АНО Национальное агентство развития квалификаций (НАРК).

Генеральный директор Национального Агентства Развития Квалификаций Алексей Вовченко. Фото: Национальное Агентство Развития Квалификаций

"В этом году конкурс проходил по номинации "Многостороннее сотрудничество предприятий и образовательных организаций в подготовке кадров на отраслевом и региональном уровне", - рассказал "РГ" генеральный директор агентства Алексей Вовченко. - Приятно отметить, что победителем стала практика, реализованная в масштабе крупного сибирского региона. Проект Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края смог объединить десятки ведущих работодателей и сферу образования при содействии государственных и общественных организаций. Особенно важна роль креативности в проекте - организаторы задумались не только о том, какие мероприятия помогут достичь поставленных целей, но и как сделать их по-настоящему интересными, запоминающимися и эффективными".

Разработчики программы "Промышленник Сибири" поставили цель - сформировать у детей и молодежи положительное отношение к промышленным профессиям. "Промка" стартовала в октябре 2024 года, и к маю 2025 года к ней присоединились 38 предприятий, среди которых - золотодобывающая компания "ПОЛЮС", компания "РУСАЛ", "Литейно-прессовый завод СЕГАЛ". В реализацию программы включились 86 образовательных учреждений: школы, техникумы и колледжи, вузы. В ее мероприятиях приняли участие около десяти тысяч учащихся и педагогов всех муниципальных образований Красноярского края, от севера до юга. Программа получила также поддержку правительства региона.

Заместитель исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Мария Анфимюк. Фото: Национальное Агентство Развития Квалификаций

"Программа "Промка" стала социальным брендом, объединившим усилия большого числа работодателей. Все понимают, что у такой работы отложенный эффект, и ее результат - не столько профориентация, сколько воспитание гордости за свой регион, за достижения промышленников Сибири, а также развитие научно-технического творчества детей и молодежи", - говорит руководитель программы "Промка", заместитель исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Мария Анфимюк.

"Промка" стала региональным продолжением всероссийского проекта ранней профориентации "Билет в будущее" ("Россия - мои горизонты"). При этом акцент в ней сделан на профессиях, востребованных именно в Красноярском крае. Например, в таких отраслях, как лесная промышленность, производство стройматериалов, добыча нефти, газа, золота и др.

Для самых маленьких

Программа ранней профориентации начинается с младших классов. Для ребят выпускается детский журнал, где забавный персонаж по имени Промка рассказывает им об уникальных фактах из истории промышленности края, знакомит со сверстниками - победителями федеральных конкурсов в сфере научно-технического творчества. Журнал доступен для ребят в школьных библиотеках.

Для создания детского контента организаторы привлекли студентов колледжа креативных индустрий, которые придумывали увлекательные истории про двух друзей и их путешествия по профессиям. Фото: Национальное Агентство Развития Квалификаций

По QR-коду, размещенному в нем, можно посмотреть анимационные видеоролики, в которых Промка вместе с другом - мальчиком Ромкой рассказывают о важных для региона профессиях, например, геолога или металлурга. Для создания детского контента организаторы привлекли студентов колледжа креативных индустрий, которые придумывали увлекательные истории про двух друзей и их путешествия по профессиям.

Хакатон - пространство для творчества

В рамках программы "Промка" для школьников и студентов прошел первый Сибирский промышленный хакатон - командное соревнование, цель которого - поиск нестандартных инженерно-технических подходов к производственным задачам. Вход в хакатон сделали максимально простым: члены команды необязательно должны были учиться в одной образовательной организации; к работе разрешили привлекать любых экспертов и обращаться за помощью к представителям предприятий.

На хакатон поступили заявки от 155 команд, которые объединили 790 ребят. Реальные кейсы учащимся предложили решить золотодобывающая компания "ПОЛЮС", Красноярский алюминиевый завод РУСАЛа, Литейно-прессовый завод "СЕГАЛ", российская горно-металлургическая компания "Норильский никель", компания по производству амфибийной техники "Севербоат". Формат хакатона был необычен: чтобы погрузиться в тему, от подачи заявки до финала у команд было около полугода.

В рамках программы "Промка" для школьников и студентов прошел первый Сибирский промышленный хакатон - командное соревнование, цель которого - поиск нестандартных инженерно-технических подходов к производственным задачам. Фото: Национальное Агентство Развития Квалификаций

Эксперты предприятий провели предварительный отбор лучших проектных решений, консультации для команд, экскурсии на производство, встречи с представителями профессии. Результаты превзошли все ожидания: команды -участницы хакатона разработали 87 решений: современный пульт управления прессовым оборудованием, защиту двигателя аэролодки, технологию извлечения золота из упорных руд, нашли причины недогрузов тепловозов, разработали VR-экскурсии по предприятию и технологию промышленного строительства в условиях Арктики. Как отмечают педагоги, многих участников соревнования увлекло то, что перед ними стояли настоящие задачи предприятий и что в ходе работы можно было спросить совет у любого эксперта - инженера, технолога, лаборанта. Возможность применить свои знания в конкретном деле повысила самооценку ребят и показала важность хорошего образования.

Интерактив как метод

Создатели программы изначально делали ставку на активные формы освоения ребятами мира промышленных профессий: возможность увидеть все своими глазами, попробовать сделать своими руками.

Как отмечают педагоги, многих участников соревнования увлекло то, что перед ними стояли настоящие задачи предприятий и что в ходе работы можно было спросить совет у любого эксперта - инженера, технолога, лаборанта. Фото: Национальное Агентство Развития Квалификаций

Для "Промки" разработан специальный сайт, на котором можно записаться на экскурсии по промышленным предприятиям. Заводы формируют их график на полугодие вперед. За октябрь-ноябрь 2024 года 20 предприятий региона провели около 200 экскурсий, которые посетили более 3000 школьников. Педагогическое сообщество высоко оценило удобство использования сайта для взаимодействия с предприятиями.

Кроме того, сайт рассказывает о ведущих промышленных отраслях края, на нем приведены интересные факты и официальная статистика, которую важно знать педагогам и учащимся о промышленности региона. Ресурс знакомит школьников со словарем промышленных профессий и предоставляет компаниям-партнерам возможность опубликовать имиджевые материалы.

На сайте также выложены учебно-методические комплексы (УМК) для учителей 6-11 классов, подготовленные образовательными учреждениями края. В них входят конспекты занятий, презентации, видеоролики, каталоги профессий и рекомендации к их использованию. У педагогов есть возможность самостоятельно выбирать, как использовать материалы, - например, создать собственный уникальный урок или провести занятие по предложенному конспекту. В помощь школьным учителям педагоги колледжей и техникумов разработали готовые сценарии уроков, собрали данные об отраслях, информацию от предприятий, иллюстрации и видео.

За октябрь-ноябрь 2024 года 20 предприятий региона провели около 200 экскурсий, которые посетили более 3000 школьников. Фото: Национальное Агентство Развития Квалификаций

"Таким учебно-методическим комплексом мы пользуемся впервые, и он составлен очень удобно, - комментирует руководитель инженерного направления школы №149 г. Красноярска Татьяна Телешун. - При подготовке к подобным занятиям обычно приходится самостоятельно искать и подбирать необходимый материал, причем еще и верифицировать его. Это огромный пласт работы, который не всегда получается выполнить. А здесь есть уже готовый, выверенный специалистами материал: бери и пользуйся".

"Такие уроки позволяют расширить представление школьников об инженерных профессиях, развеять стереотипы и открыть для них интересные направления,- отмечает старший эксперт управления по подготовке внешнего кадрового резерва компании "Полюс" Анна Астаева. - Формат мотивирует ребят задавать интересующие их вопросы, а ключевая их ценность - это возможность для школьников пообщаться с действующими сотрудниками компании, ведь влюбить в профессию может только тот человек, который сам в нее влюблен".

Реклама, АНО НАРК, ИНН 7714075530
erid: F7NfYUJCUneTSTs4pZ9Y