05.09.2025 11:15
Экономика

ИИ-агенты будут использоваться в управлении финансами через 2-3 года

Текст:  Марианна Данилина (руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех)
Нейросети играют все более заметную роль на многих рынках, в том числе и на финансовом. О том, как могут быть применимы в банкинге ИИ-агенты и в чем польза для потребителя, "Российской газете" рассказала руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех Марианна Данилина.
Читать на сайте RG.RU

- ИИ-агенты отличаются от привычного нам искусственного интеллекта своей автономностью, гибкостью, способностью выполнять действия самостоятельно. Сейчас ИИ "реактивен": пользователь обращается к нему с вопросом и в ответ получает информацию. Агентный ИИ подразумевает самостоятельность, при котором пользователь ставит помощнику цели или условия, необходимые к учету, а тот действует в соответствии с тем, что задал пользователь. Это может быть управление финансами, выбор подарка на день рождения близкому, бронирование тура и множество других вариантов.

ВЭФ: как защищать труд авторов и поощрять креативные коллаборации с ИИ

Для отрасли это будет значить, что потребитель станет гораздо умнее: ИИ-агент не полагается на эмоции и дизайн мобильного приложения, он полагается на выгоды для своего пользователя. Тогда компаниям предстоит научиться оптимизировать свои издержки и выгоды гораздо более продвинутым образом, а также формировать предложения, которые будут привлекать ИИ. Это может послужить основой для очень масштабного сдвига на рынке как финансовых, так и нефинансовых услуг.

Российский рынок является очень продвинутым в цифровизации, поэтому наверняка компании уже начали анализировать этот глобальный тренд. Другой вопрос, насколько российские потребители будут готовы доверить свои финансы агентам. На нашем рынке долго развивалось доверие к традиционной банковской системе, и есть высокая вероятность, что передача собственных средств технологическим помощникам не будет происходить быстро. Впрочем, мы уверены, что регуляторы сделают все возможное, чтобы разработать правовую рамку для минимизации рисков и для защиты прав потребителей.

Для того чтобы переход к "агентному потребителю" состоялся, необходимо наличие двух факторов. Во-первых, это готовность маркетплейсов, банков и других площадок к тому, чтобы на них могли действовать ИИ-агенты. За рубежом уже есть несколько примеров технологического запрета анализа и действий ИИ-агентов на сайтах. Во-вторых, необходимы сами ИИ-агенты - это непростая технологическая задача, к которой серьезно подойти может лишь небольшое число компаний. На наш взгляд, заметный переход к агентному банкингу стоит ожидать не ранее, чем через 2-3 года.

Финансы