17.09.2025 16:16
В мире

В Большом театре Беларуси предложили провести смотр творчества стран ШОС

Текст:  Мария Голубкова (m.golubkova@spb.rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №35 (1191)
Использование искусственного интеллекта в творчестве приводит к замене живых эмоций на неживые технологии, и это уже вызвало кризис в кино. В новой реальности человечеству необходимо сохранить свои корни. Об этом говорили участники прошедшего накануне Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур. Ответить на вызовы времени можно, только укрепляя культурные связи, считают эксперты. На эту тему было высказано сразу несколько предложений. Одно из них - провести презентации творческих проектов стран ШОС в Большом театре Беларуси.
Заглядывая в будущее, участники форума пытались понять: новые технологии в искусстве - благо или вред. / Валентин Егоршин / фотохост-агентство ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Искусство или искусственный

Форум в этом году состоялся в одиннадцатый раз и прошел под девизом "Возвращение к культуре - новые возможности". Символичное совпадение: в деловой программе были обозначены 11 направлений, в том числе впервые "Художественное образование". О необходимости воспитывать вкус к подлинному искусству говорили на многих секциях форума.

По сложившейся за несколько лет традиции форум открыли дискуссией о роли искусственного интеллекта. Уже никого не удивляет, что с помощью нейросетей создаются музыкальные аранжировки, снимаются реклама и документальные фильмы. Поэтому вопрос, вынесенный в название дискуссии "Новые технологии в культуре и искусстве - благо или вред, преимущества или риск", волнует всех. В первую очередь потому, что в сегодняшней жизни и так остается все меньше человеческого, и оно становится все более ценным. Поэтому, считает спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, "во время пандемии все могли слушать лучших в мире исполнителей, но ограничения сняли - и люди пошли в филармонии к своим несовершенным исполнителям. Живым и прекрасным".

Еще недавно об отмене российской культуры говорили много, а сейчас эти голоса умолкли

Тему развили на пленарной дискуссии "Эпоха музыки в культуре. Взгляд в будущее".

Заглядывая в будущее, участники форума пытались понять: новые технологии в искусстве - благо или вред.

Походы в филармонию и театр, знакомство с классикой - и речь не только о Бетховене и Чайковском, но и о современных композиторах, работающих в академической манере, - воспитывают эмоциональный интеллект, то самое чувство человеческого, умение отличать живое от неживого. Искусственный интеллект вызывает атрофию этого умения, считает режиссер Константин Богомолов. Отсюда кризис современного киноязыка, поскольку технологии не подменяют умения работать с актерами и рассказывать истории.

Режиссер Владимир Хотиненко: Прикосновение к другой культуре дает бесценный опыт

Сохранить корни

Центральным событием Форума объединенных культур стало выступление Президента России, который отметил, что с развитием новых технологий "человечеству предстоит освоить новую реальность и одновременно сохранить корни, которые служат нам опорой".

- Мы верим, что мир будущего - это мир не эгоистов, целиком погруженных в киберпространство, и не одиночек, живущих по принципу "каждый сам за себя", а людей, которые все так же ценят любовь и дружбу, дорожат своими близкими, понимают свою неразрывную связь с обществом и ответственность перед ним, - подчеркнул Владимир Путин.

Выступление Владимира Путина на Санкт-Петербургском форуме объединенных культур

Творческое объединение

На форуме высказано сразу несколько предложений, которые могут служить расширению мирового культурного пространства и тем самым упрочнению основ общества.

Генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова предложила провести на площадке театра презентацию творческих проектов стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

- Традиционные связи с бывшими республиками Советского Союза, а уже и с теми странами, которые вошли в ШОС, - важнейшая часть нашей деятельности, - отметила она. - Я предлагаю избрать площадку Большого театра для того, чтобы представить какое-то мероприятие ШОС театрального свойства с национальными проектами стран ШОС. Если на сцене Большого театра Беларуси будет представлено звездное содружество театральных представлений, это будет великолепный праздник.

Владимир Путин выступил на XI Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур

Директор Центра развития национальной кинематографии Узбекистана Фуркат Усманов предложил странам СНГ создавать общие цифровые проекты, а в будущем - даже общую цифровую стриминг-платформу для показа фильмов.

- В недалеком прошлом мы - одна большая семья, и сейчас мы объединены в содружество. Это хороший повод внедрить диалог культур в рамках проекта и развить его конкретно на цифровом пространстве, - отметил он. - Мы видим, как цифровая дистрибуция набирает огромные обороты, и стоит подумать о единой стриминговой платформе в странах СНГ. Это еще один путь для расширения наших рыночных возможностей. Азиатское пространство содружества не так сильно наполнено отечественными картинами, как хотелось бы. Мы научились хорошо создавать независимое авторское кино, но коммерческое тоже стоит развивать.

Участники форума в Могилеве объединились для сохранения исторической памяти

Картина мира

Коммерческий успех - обязательное условие для того, чтобы кино стало массовым, чтобы о нем говорили, чтобы через фильм закладывались правильные основы понимания мира. Именно такие задачи ставят перед собой российские и белорусские кинематографисты, которые сейчас снимают фильм "Батька Минай. Партизанская легенда".

- Наступил новый период активного сотрудничества России и Беларуси в киносфере, и прежде всего в создании масштабных лент, рассчитанных на подрастающее поколение, - отметил первый заместитель министра культуры Беларуси Дмитрий Шляхтин. - И это не развлекаловка какая-то, это ленты, которые несут достаточно глубокий смысл.

Отменить невозможно

Тема воспитания подрастающего поколения и формирования правильных ценностей традиционно является на форуме одной из важнейших, и это неудивительно. Нынешние школьники вскоре примут в свои руки сильную, умную и развитую державу, их задача - приумножить как материальное, так и духовное наследие.

- Наша культура очень высококонкурентна. Нам есть что сказать, причем не только внутри страны, но и по всему миру. У нас родились действительно международные проекты, где ребята со всех стран мира, приезжая сюда или работая дистанционно, имеют возможность понять те ценности, которые мы транслируем, и найти в этих ценностях то, что откликается именно им, - отметила первый заместитель генерального директора института развития "Иннопрактика" Наталья Попова.

Белорусский режиссер Корняг рассказал о премьере в петербургском театре кукол

Среди таких проектов - лектории "Иннопрактики", которые дают людям в других странах, интересующимся российской культурой, доступ к лучшим преподавателям и знаниям. Такие площадки уже работают в Сенегале и Бразилии, в ближайших планах - открытие в Индии и Китае.

Завершающим аккордом форума стало вручение Эрмитажной премии. Копии Большой Колыванской вазы из собрания Государственного Эрмитажа получили греческий и российский дирижер, руководитель коллектива musicAeterna Теодор Курентзис и сам хозяин Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Подводя итоги форума, вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова отметила, что количество иностранных делегаций на форуме растет и в его орбиту хотят быть вовлечены и представители недружественных стран - в этом году приехали участники из девяти государств.

- Очень много было разговоров по поводу отмены российской культуры - сейчас это не звучит вообще, - подчеркнула она, - и это результат нашей совместной работы.

Беларусь Культура Союзное государство России и Беларуси