Реконструкция системы
По оценкам экспертов, 40 процентов прироста авиаперевозок в ДФО придется на небольшие аэродромы и посадочные площадки. Зачастую такие, у которых пассажиропоток менее 100 тысяч человек в год.
- Сегодня региональная аэропортовая инфраструктура на Дальнем Востоке и в Арктике иногда оставляет желать лучшего. Не вся она хорошо развита, не во всех регионах современная, - констатировал статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.
Среди операторов региональной сети - четыре федеральных казенных предприятия, несколько казенных предприятий, управляемых регионами, а некоторые посадочные площадки поддерживаются муниципалитетами.
По словам генерального директора дальневосточной авиакомпании "Аврора" Константина Сухоребрика, зачастую на местах плохое оборудование, задержки по метеоусловиям, нет гостиниц и даже кафе. И порой регламенты работы таких площадок не согласованы с авиаперевозками. Константин Сухоребрик привел случай, когда несколько дней подряд борт из-за плохих метеоусловий не мог вылететь из Северо-Курильска. А когда установилась летная погода, оказалось, наступил выходной. По его мнению, настало время коренным образом пересмотреть систему работы.
- Заключите с нами контракт на управление вашей инфраструктурой. И она будет работать именно под единого дальневосточного регионального перевозчика, - предложил Константин Сухоребрик.
Быстровозводимый терминал
Глава Росавиации Дмитрий Ядров пояснил, что до 2030 года в плане - реконструкция 29 аэродромов. А также пять концессий, подразумевающих модернизацию крупных аэропортов в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Магадане и Чите.
- Сегодня необходимые механизмы для заключения концессионных соглашений имеются, действует федеральный закон. Планируем в кратчайшие сроки принять постановление правительства, которое будет регулировать моменты, связанные с инфраструктурным сбором, и начать эту работу, - рассказал Дмитрий Ядров.
Один из подходов, который применяется при модернизации аэродромной инфраструктуры, - использование быстровозводимых конструкций. На то, чтобы появилось сооружение, уходят недели - не месяцы или годы. И оснастить ими посадочные площадки дальневосточных регионов можно очень быстро.
- Основной принцип: компактный объект в полной заводской готовности привозится и собирается на месте. И получается полноценное здание. Это могут быть терминалы или ангары. Мы предлагаем использовать современные алюминиевые сплавы - они коррозионноустойчивые. К тому же эти сооружения легкие - транспортная составляющая тоже важна. И стоимость будет весьма невысокой, - рассказал руководитель ГК АЛЮМС Алексей Лаукарт.
Ресурс на исходе
Одна из главных проблем региональных перевозок на Дальнем Востоке - выбывание флота самолетов. Это связано и с возрастом машин еще советского производства, и с ограничениями в эксплуатации иностранных воздушных судов, которые появились с введением санкций.
- Количество судов класса Ан-24 ежегодно уменьшается, и мы совместно с институтами работаем над продлением их ресурса. Уже есть практика увеличения срока службы этих машин до 60 лет. Но их остается очень немного - чуть более 50 в коммерческой эксплуатации, - сообщил Дмитрий Ядров.
Ближайшая замена из разрабатываемых для региональных перевозок самолетов - это Ил-114. В 2025 году должна завершиться его сертификация. В 2026-м воздушное судно планируют передать Государственной транспортной лизинговой компании и далее - эксплуатантам.
- Машина будет комфортной, мы спроектировали ее в соответствии и с особенностями эксплуатации на Дальнем Востоке. Учли температурные диапазоны, короткие взлетно-посадочные полосы и так далее. Я надеюсь, что самолет будет действительно востребован и, самое главное, своевременно заменит выбывающий флот, - подчеркнул управляющий директор авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Даниил Бренерман.
Гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании Михаил Парнев отметил, что с авиакомпанией "Аврора" подписан протокол намерений о поставке трех Ил-114 в ДФО для эксплуатации и замены флота Ан-24 и Ан-26.