Например, сотрудники областного правительства используют ИИ-помощника при работе с обращениями граждан: цифровой ассистент обучен на методических материалах по клиентоцентричности и дает пользователю возможность быстрее предоставлять ответы.
По словам министра цифрового развития и связи региона Сергея Цукаря, в результате экспертизы по двенадцати параметрам - таким, как ясность языка, полнота ответа, грамотность, тон, уважение и другим, - специалист получает комплексную оценку своего ответа и рекомендации, как его улучшить. В отдельных ведомствах - например, в Государственной жилищной инспекции и Фонде модернизации ЖКХ, - есть персональные помощники, обученные под их специфику.
На международном форуме "Технопром-2025", недавно прошедшем в Новосибирске, упоминали и другие отраслевые проекты на основе ИИ. По словам губернатора Андрея Травникова, в регионе в данной сфере "стараются избежать модных увлечений" и выбирают те разработки, где виден явный эффект.
В их числе - система голосового самообслуживания "Робот Николай", комплекс "Безопасный город", круглосуточный мониторинг пожаров "Лесохранитель", голосовая клавиатура для врачей, сервис анализа медицинских снимков и другие. Также ИИ служит для электронного документооборота и делопроизводства, помогает сформировать протокол приемки госконтракта. ИИ-агент по стенографированию совещаний транскрибирует речь докладчиков, выделяя главные тезисы и автоматически создавая протокол. ИИ-ассистент муниципального служащего по запросу пользователя в режиме чата предоставляет информацию, инструкции, советы. А областной минздрав в пилотном режиме совместно со Сбером реализовал проект по борьбе с инсультами.
Аналитики сервиса по поиску работы SuperJob, проведя опрос, пришли к выводу, что к AI-технологиям (от английского Artificial Intelligence - искусственный интеллект) у представителей разных профессий отношение противоречивое: у одних - завышенные ожидания, у других - опасения. "Это говорит о том, что для многих россиян нейросети остаются новым и непонятным инструментом, чей потенциал и риски еще не до конца осознаны", - отмечают эксперты.
Согласно опросу, наибольший уровень доверия к ИИ показали специалисты, чья работа тесно связана с креативом и рыночными трендами. Лидируют маркетологи - каждый второй из них считает использование искусственного интеллекта гарантией высокого результата. На втором месте - HR-менеджеры (42 процента от числа опрошенных работников в этой сфере), которые видят в ИИ потенциал для автоматизации рутинных процессов. На третьем - менеджеры по продажам (35 процентов).
Нет единого мнения в отношении применения ИИ у специалистов, чья деятельность требует высокой точности, анализа данных и ответственности за принятые решения. Они чаще ассоциируют искусственный интеллект с браком и халтурой. Самая высокая доля негативных ответов зафиксирована среди PR-менеджеров. Аналитики также проявляют скепсис в отношении работы ИИ. Вероятно, подобное мнение связано с глубоким пониманием ограничений и рисков алгоритмов, комментируют в SuperJob.
Критикуют работу ИИ почти пятьдесят процентов опрошенных программистов - возможно, понимая принципы работы и предугадывая возможные ошибки технологии.
Не определились со своим мнением об использовании искусственного интеллекта бухгалтеры, юристы, логисты и учителя. По их мнению, на рынке пока нет качественных ИИ-продуктов, способных решать их задачи.
"Восприятие ИИ в России напрямую зависит от профессионального контекста. Доверие к нему выше там, где можно делегировать креативные или рутинные задачи, и критичнее - там, где требуются точность, аналитика и персональная ответственность", - резюмировали аналитики сервиса.
Участники панельной сессии, состоявшейся в рамках цифрового трека "Технопрома-2025", отметили, что обычный ИИ уже много чего может, а с генеративным, создающим оригинальный контент, еще придется поработать. Так или иначе, но, как считает старший вице-президент, руководитель блока "Технологическое развитие" Сбербанка Андрей Белевцев, развитие национальной модели генеративного искусственного интеллекта - это стратегический приоритет, ключ к технологической независимости и безопасности нашей страны.
- ИИ - это новое поколение информационных технологий, и нам предстоит вместе развиваться. Сейчас уже можно делать выводы из прежних ошибок, чтобы не допускать новых. В последние несколько лет в мире произошел скачок технологий в сфере генеративного ИИ. Он активно используется. Внедряя российские AI-модели в бизнес-процессы, мы не просто повышаем эффективность госуправления, но и делаем жизнь людей лучше, а госуслуги - доступнее, - отметил он.
Андрей Белевцев добавил, что по всем видам генеративных моделей Россия находится в первой десятке рейтинга. Так, в этом году в Сбере ожидают около пятидесяти миллиардов рублей экономического эффекта от внедрения именно генеративного ИИ, что в четыре-пять раз больше, чем в прошлом году.
Участники дискуссии, в числе которых - представители власти, Ассоциации разработчиков программных продуктов, руководители ИТ-компаний, считают использование иностранных ИИ-продуктов в объектах критической инфраструктуры слабо предсказуемым, поэтому вряд ли приемлемым. Поэтому необходимо поддерживать отечественных вендоров, которые обладают необходимыми компетенциями.
- Есть еще такой нюанс: западные модели не адаптированы под нашу логику мышления и менталитет. Мало кто над этим задумывается. Но мы по-особенному пишем запросы, - заметил директор по развитию бизнеса компании "Яндекс" Алексей Федотов.
Говоря о перспективах развития ИИ, эксперт предположил, что будет востребована система, которая знает все о нас, о нашей жизни, работе, друзьях и помогает выстраивать модель, сокращающую временные затраты не только на поиск решений, но и на действия. Задача ИТ в целом - начать экономить время человека, повышать эффективность бизнеса. .
Между тем
Как показал недавно проведенный компанией анализ, внедряя различные цифровые решения в бизнес-процессы, многие сотрудники по-прежнему тратят примерно половину своего рабочего времени на рутину. То есть цифровизация не означает эффективность, подчеркнул Алексей Федотов.
Он обратил внимание на еще один аспект в сфере развития технологий:
- "Лоскутная" цифровизация даже ухудшает и усложняет рабочие процессы, и рутины становится больше. Одна из причин - отсутствие единого пакетного онлайн-офиса, спрос на который на рынке растет. Но если крупный бизнес может себе это позволить, то у малого и среднего ограниченные бюджеты, и такие предприниматели не готовы выделять дополнительные средства на инфраструктуру, пронизанную искусственным интеллектом.
И в этой части поддержка нужна всем - как разработчикам, так и пользователям - бизнесу, промышленным предприятиям, госсектору.