23.09.2025 21:22
Авто

В МВД опровергли ограничения в отношении автовладельцев машин с правым рулем

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (9756)
МВД заявило, что ужесточения каких-либо требований в отношении владельцев машин с правым рулем даже не рассматриваются. Как сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк, такие инициативы МВД не выдвигало и не поддерживает.
Владивосток. Покупатель во время осмотра автомобиля, выставленного на продажу. 2008 год
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что ранее глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов обратился к правительству с предложением разработать набор "регуляторных или ограничительных" мер для поэтапного отказа от праворульных автомобилей. В России насчитывается более 3,5 миллиона таких машин, их число продолжает расти, большинство из них зарегистрировано на Дальнем Востоке. Андрей Кутепов в своем предложении ссылается на данные о росте числа аварий с участием машин с правым расположением руля.

Какие меры могут быть? Полный запрет на ввоз праворульных машин. Такая возможность есть. И достигается регуляторными методами. Второй вариант: введение повышенных пошлин на такие авто. Есть множество других вариантов, но пока они не соответствуют действующим законам.

Как пояснила Ирина Волк, дополнительные обременения (утилизационный сбор, ограничение ввоза, поэтапная замена и другие) на транспортные средства с правым расположением рулевого управления в настоящее время ведомством не разрабатываются и не планируются.

Что предлагал глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов? Он считает "целесообразным принять меры" по стимулированию замены автомобилей с правым расположением рулевого управления на "более безопасные" транспортные средства.

"За рулем": в России идет массовый спрос на праворульные машины

Однако пока еще никто не доказал, что автомобили с правым рулем более опасны, чем с левым. Статистика не бьется. Согласно данным МВД, в 2024 году удельный вес числа погибших в авариях с участием праворульных автомобилей составил около 12% от общего числа погибших в ДТП.

Как поясняет Ирина Волк, изучение возможностей обеспечения безопасности при эксплуатации праворульных автомобилей предусмотрено в проекте новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения. При этом планируется оценить риски, обусловленные, например, особенностями расположения механизмов управления и настройками внешних световых приборов в таких автомобилях.

Предстоит выработать конкретные меры, включающие в том числе проведение соответствующей просветительной работы с водителями и совершенствование качества их подготовки. Эти меры направлены на повышение безопасности при управлении праворульным транспортом, а также выработку механизмов взаимной адаптации таких автомобилей и дорожной инфраструктуры. Ни о каких запретах в этой сфере в проекте стратегии речи не идет.

МВД России выступает категорически против каких-либо ограничений в эксплуатации праворульных автомобилей.

Стоит напомнить, что 20 лет назад праворульные машины вовсе пытались запретить. Не получилось. Для принятия таких решений надо разговаривать с жителями Владивостока, Хабаровска и даже Новосибирска. У которых просто нет возможности сменить то, на чем они ездят, на то, что хотят чиновники. Ведь не чиновники возмещают разницу в цене.

Напомним, что для отвращения Дальнего Востока от пристрастия к праворульным автомобилям были построены даже свои заводы, на которых собирались корейские SsangYong и японские Mazda. Увы, в небольших количествах. Машины продавались и покупались, но не насыщали рынок. Очереди за ними не выстраивались. Потому преодолеть привычку жителей Дальнего Востока к праворульным машинам практически невозможно.

Что предлагается сейчас? Запретить ввоз? Поднять пошлины? Вряд ли это сработает. Ведь даже санкции перевозчики сумели обойти. А запретить эксплуатацию таких машин - это значит оставить без транспорта практически весь восток России.

Эксперт Иванов оценил инициативу поэтапно заменить праворульные машины в России
Легковые авто