Опрос проводился по телефону. В нем участвовали 1600 респондентов. Использовалась методика доктора психологических наук Евгения Климова. В ней профессии классифицируются по обобщенному объекту труда: "человек", "техника", "знаковая система", "природа" и "художественный образ". Так вот "человек - знаковая система" (читай: айтишники, программисты, специалисты по ИИ) - на втором месте с 25 процентами. "Человек - техника" (инженеры, строители) - на третьем (24 процента). А "человек - природа" (фермеры, аграрии) и вовсе в аутсайдерах - лишь 5 процентов. Казалось бы, парадокс: в век тотальной цифровизации граждане пророчат успех самым что ни на есть традиционным, "аналоговым" специальностям.
Но парадокса здесь нет. Есть трезвое, выстраданное понимание: любые технологии - всего лишь инструмент. Прекрасный, мощный, но - инструмент. Куда его направить, решать по-прежнему будет человек. "Принятие решений в критических ситуациях, связанных с жизнью или здоровьем людей, а также нравственным выбором, должно оставаться за человеком", - говорит руководитель направления "Народный фронт. Аналитика" Общероссийского народного фронта Ольга Позднякова.
Выходит, что наш современник, засыпанный тоннами цифрового щебня, измученный бесконечными "инновациями", интуитивно ищет опору в том, что проверено веками. Во враче, который не просто анализирует снимки ИИ, а смотрит в глаза и ставит диагноз. В учителе, который не только владеет цифровой платформой, но и умеет донести мысль, увлечь, воспитать. В том, что нельзя симулировать или заменить.
Да, автоматизация, как полагают те же 30 процентов опрошенных, наступает на "технарей" и "знаковиков". Но она бессильна перед доверием. Перед необходимостью услышать и понять другого. Перед сочувствием. Перед ответственностью, которую не переложишь на искусственный интеллект.
Вот уже который год мы живем под гипнозом одной и той же мысли. Она преследует нас со страниц газет, с экранов телевизоров, в разговорах на кухне и в корпоративных коридорах. Мысль эта звучит как приговор, как неумолимая формула будущего: "Роботы скоро оставят нас без работы". Цифровой Молох, порожденный нашим же гением, шагает по планете, безжалостно вытесняя бухгалтеров, водителей, переводчиков, сборщиков на конвейерах. Кажется, нет такой сферы, куда не сунул бы свой любопытный нос алгоритм, нет такой задачи, которую не попытались бы оптимизировать, автоматизировать и, в конечном счете, обесчеловечить. Так и хочется спросить: а нет ли в этом мире такого угла, такого дела, такой профессии, где бы человек оставался незаменимым? Оказывается, есть. Это не заповедник, а обширная и жизненно важная территория.
Представьте на мгновение, что вместо пастыря у вашего смертного одра стоит монитор. Умный, подключенный к облаку, загруженный всеми священными текстами мира, способный проанализировать вашу жизнь по цифровому следу и выдать идеально кастомизированное утешение. Алгоритм, знающий все молитвы и все обряды. Что вы почувствуете? Холод. Совершенный, безупречный и абсолютно бесполезный холод. Вера - это диалог, в котором участвуют две бессмертные души. Одна уходит, другая провожает. Машина может симулировать участие, сгенерировать текст утешения, который будет литературно совершеннее иной человеческой речи. Но она не верит. Она не несет в себе божественную искру. Она не может взять вас за руку, и в этом касании передать необъяснимую, иррациональную надежду. Ритуал, лишенный сакрального смысла, исполняемый без веры, - это просто набор бессмысленных действий. Технология бессильна перед тайной. А вера и есть величайшая тайна человеческого бытия.
Другой пример. Можно ли с помощью технологий передать знания? Без сомнения. Можно ли создать идеальную образовательную платформу, которая подстроится под темп каждого ученика, выдаст интерактивный контент и проверит тесты с беспристрастной точностью? Безусловно. Но может ли она вдохновить ученика? Вспомните своего учителя математики. Вы любили его не за то, как виртуозно он решал уравнения у доски, а за то, с каким азартом он это делал. А учителя литературы вы любили не за то, как он вдалбливал вам композиционные особенности романа "Евгений Онегин", а за то, как он читал стихи, и его чтение пробирало вас до слез. Образование - это не только и не столько транзакция данных в голову. Это передача огня. Любви к предмету. Любознательности. Критического мышления.
Машина умеет дать точный ответ на любой вопрос. Но она не умеет показать, что мир полон чудес и загадок. Машина способна решать за человека. Но она неспособна решать по-человечески.