Как поясняет пресс-служба сервиса по поиску работы SuperJob, такие работники выполняют только минимум обязанностей, избегают инициативы и корпоративных активностей и не берут сверхурочных. К этому относится также скрытый саботаж, когда происходит откладывание задач, имитация бурной деятельности, пассивное ожидание инструкций, добавила управляющий консультант консалтинговой компании Get Experts Ирина Романова.
По данным пресс-службы SuperJob, три из десяти компаний в России уже сталкивались со случаями подобного поведения сотрудников. Романова подтверждает: "Тенденция к росту тихого увольнения усиливается год от года как на мировом рынке труда, так и в России в целом". По оценкам института Гэллапа, которые приводит доцент Базовой кафедры ТПП РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева, тихое увольнение обходится мировой экономике в 8,8 триллиона долларов США, что составляет 9% мирового ВВП.
В России основными причинами такого поведения, по мнению экономически активных граждан, являются усталость и выгорание - на это указывают 52% респондентов, опрошенных SuperJob. Практически столько же - 51% - называют отсутствие перспектив и карьерного роста. При этом каждый пятый россиянин (19%) считает, что таким образом сотрудник пытается привлечь внимание руководства и добиться повышения зарплаты, а каждый девятый (11%) связывает это с уверенностью в легкости поиска новой работы. Среди других причин называют работу по совместительству, семейные обстоятельства, отсутствие системы премирования и недоверие к руководству.
Работодатели по-разному решают проблему. По данным SuperJob, обнаружив случаи "тихого увольнения", 40% компаний пытаются сохранить сотрудника, предлагая более интересные задачи или другие позиции. Однако значительная часть работодателей выбирает репрессивные меры. Так, 27% сокращают премии и бонусы, еще столько же пересматривают должностные инструкции, 7% прекращают оплачивать обучение, а 13% компаний расстаются с работниками.
Особую роль в распространении феномена играют поколенческие различия. Романова отмечает, что люди поколения Z в целом более критично относятся к переработкам и "осознают важность личного благополучия". Статистика SuperJob подтверждает эту тенденцию: 63% россиян до 24 лет уверены, что работу можно менять так часто, как того требуют обстоятельства. При этом молодежь чаще называет усталость основной причиной "тихого увольнения" и больше уверена в связи саботажа обязанностей с отсутствием карьерного роста, рассказали в SuperJob. В компании также отметили, что зумеры требуют к себе особого отношения, например, по работе им нельзя звонить - только писать в мессенджеры.
"В условиях дефицита кадров работодатели вынуждены подстраиваться под запросы молодежи, искать новые способы повышения вовлеченности молодежи в трудовые процессы", - утверждает Мирзабалаева. При этом удержание деньгами работает далеко не всегда. Для молодежи важнее наличие интересных задач и корпоративная культура. Для того чтобы зумеры продолжали работать, необходимы ясная карьерная траектория в компании, понятная система мотивации, развитая корпоративная культура и увлекательные задачи.
Нестабильная экономическая ситуация 2024-2025 годов создает дополнительные предпосылки для роста явления, полагают эксперты. По информации Романовой, наиболее пострадавшими сферами оказались автопром, добыча, металлургия, нефтепереработка, производство одежды, IT-индустрия и финансовый сектор, где недавно прошли различные изменения: сокращения, переход на четырехдневку, "уплощение" структур.
Форматы работы тоже влияют на распространение феномена. По словам Романовой, удаленка или гибрид размывают четкие рамки "дом - работа" и со временем приводят к смешению контекстов, эффекту постоянной включенности в работу. Одновременно удаленный формат делает "тихое увольнение" менее заметным.
"Сотрудникам становится проще не выходить с инициативами, не участвовать в дополнительных проектах, и это не замечается сразу, особенно если работа по ключевым показателям эффективности (KPI) формально выполняется", - поясняет Романова.
Подходы работодателей к решению проблемы постепенно меняются. "Компании однозначно стали больше обращать внимание на данный тренд. При этом работодатели начали воспринимать "тихое увольнение" не как угрозу, а как индикатор здоровья корпоративной культуры", - отмечает Романова. Для выявления и предотвращения явления работодатели проводят регулярные опросы вовлеченности, встречи "один на один" и внедряют обучение менеджеров созданию среды доверия.
Как показало исследование сервиса Работа.ру, 40% россиян увольнялись из-за негативной атмосферы в коллективе. Среди неблагоприятных факторов больше половины респондентов отмечают сплетни за спиной, которые подрывают доверие и создают напряженную атмосферу. Еще 38% выражают недовольство низкой квалификацией своих коллег, а 34% указывают на низкую работоспособность и нерабочую обстановку, мешающие выполнять рабочие задачи. Доносы руководству не нравятся 33% россиян, агрессия со стороны коллег - 33%, что служит предпосылкой для конфликта и ухудшает климат в команде. Высокая конкуренция с другими сотрудниками беспокоит 8%.
"Внутренние разногласия среди коллег порождают интриги, затрудняют общение и замедляют передачу знаний между специалистами. Для повышения лояльности и общей производительности крайне важно создать комфортную рабочую среду, которая будет способствовать снижению стресса, улучшая работоспособность всего коллектива. Ключевую роль в этом играет не только HR, но и руководитель. Также необходимо активно выявлять и устранять любое токсичное поведение", - комментирует руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям Работа.ру Татьяна Мощагина.
По ее словам, благоприятная корпоративная культура и позитивная атмосфера в коллективе напрямую влияют на мотивацию сотрудников. Когда человек с удовольствием приходит на работу, его эффективность растет, а вовлеченность в процесс значительно увеличивается. Это критически важно как для внутренних взаимоотношений, так и для успешного взаимодействия с партнерами компании. И наоборот: конфликты и напряжение внутри коллектива могут привести к снижению бизнес-результатов и финансовых показателей.
Экспертное сообщество приходит к выводу, что "тихое увольнение" становится новой нормой. "Компании, которые будут строить стратегии исходя из предположения, что сотрудники автоматически готовы работать сверх ожиданий, окажутся в проигрыше", - предупреждает Романова. Мирзабалаева подчеркивает долгосрочный характер тренда: "Каждое последующее поколение формирует свою систему ценностей, и данный процесс необходимо изучать, использовать более эффективные мотиваторы к эффективному труду".
Эффективные HR-стратегии будущего должны признавать право работников на баланс, создавать условия для вовлеченности, управлять мотивацией как долгосрочным ресурсом. В условиях, когда молодежь, как отмечают в SuperJob, "демонизирует токсичность" и "выходом из любого конфликта считает увольнение", компаниям предстоит кардинально пересмотреть подходы к управлению персоналом.