Эти милые творения, по сути, народное движение против серости - горожане заметили и одобрили. Городские власти тоже не возражали, и в результате появился целый ряд арт-объектов. Правда, со временем активность сошла на нет, краски на шкафах выцвели и поблекли. Но недавно история повторилась: железные ящики мышиных оттенков вновь стали расцветать.
Мне всегда хотелось узнать, кто занимается таким авторским хендмейдом. И вот недавно на одной из улиц я увидел окруженную банками с красками женщину на приставном стульчике: она превращала ведомственный шкаф в домик с бирюзовыми окнами и фонарем-светильником у подъеза.
Анастасия Гурьянова по профессии - архитектор, в челябинской детской художественной школе искусств им. Н. А. Аристова заведует кафедрой архитектуры. А живопись - ее увлечение. Так и говорит: "Я рисующий архитектор". Начинала с нестандартных работ, сотрудничества с клубом "Наше место" для молодежи с инвалидностью. Попросили, вспоминает, без денег, по-волонтерски, декорировать одно пространство - согласилась. Для инклюзивных театров со всей России клуб организует фестиваль "Мечтай". В нем Анастасия участвовала уже в качестве художника-постановщика. А на Бажовском фестивале дала волю фантазии, создавая сложные инсталляции.
- В общем, когда не знают, к кому обратиться, обращаются к нам с мужем. Игорь тоже рисующий архитектор, - рассказывает Анастасия.
Вместе они и вызвались выполнить заказ мэрии - продолжить историю со шкафами. За время работы у Анастасии накопилось множество историй о том, как люди реагируют на уличное искусство. Однажды она неизвестно за что получила выговор от сердитого горожанина. Расписывала шкаф в районе улицы Тимирязева, где много административных зданий. Прохожий дефилировал взад-вперед, не решаясь заговорить. Наконец строго спросил: "И вам не стыдно?" - "За что?" - не поняла она. - "Этим должны заниматься молодые, - указал на рисунок критик. - Так и передайте своему начальству". И удалился, оставив автора в полном недоумении.
Сейчас она вспоминает о том эпизоде с улыбкой. Наверное, прохожий перепутал ее с носителями другой культуры - граффити, готовыми самовыражаться на любых плоских поверхностях.
- Как люди могут таким образом передавать свой внутренний мир? Мне это сложно представить, - переключаясь на технику граффити, рассуждает Анастасия.
Поговорить о подобных тонкостях, впрочем, ей выпал случай, когда один из представителей стрит-арта остановился понаблюдать за процессом ее творчества. Для него, выяснилось, тоже загадка, как воплощают свои идеи традиционные художники.
- Мы стояли и удивлялись друг другу, как в басне Крылова, - смеется Анастасия.
Но этот проект и ей многое дал. И главное - убеждение, что подавляющее большинство земляков заинтересовано в том, чтобы город стал лучше и краше:
- Видят, как я рисую, и сигналят из машин, складывают ладони в форме сердечек.
Был такой случай: молодой парень спросил, чем помочь. "Да вроде ничем", - ответила она. Парень исчез на несколько минут, а потом появился с мороженым, которое преподнес, как цветы. Строители с какого-то объекта шли на обед, а возвращаясь, принесли воду в бутылях, тоже выразив таким способом одобрение. В другой раз, рисуя, Анастасия почувствовала: за спиной что-то происходит. Обернулась, а там незнакомая женщина кланяется в пояс, благодарит за старания.
Но самой трогательной, пожалуй, стала детская реакция. На шкафу, который предстояло обновить, был изображен павлин с роскошным хвостом, созданный кем-то из первых "шкафописцев". Анастасия уже подготовила другой эскиз, но закрасить работу предшественника рука не поднялась. Связалась с кураторами из минкульта, предложила отреставрировать изображение. Когда нанесла последние мазки, из-за поворота показалась мама с девочкой, и та застыла перед этим шкафом, будто перед невидимой стеной. Оказалось, они только что обсуждали сказочную жар-птицу и… буквально столкнулись с ней. Анастасия впервые так остро пожалела, что нельзя остановить мгновение, чтобы сохранить эту эмоцию. Получается, ее синяя птица уже принесла удачу.
- Вначале проект со шкафами я не воспринимала серьезно. Что такое шкафы в масштабах большого города и серьезной архитектуры? Но потом оценила: человек лучше воспринимает то, что находится на уровне глаз, что соразмерно ему самому, - говорит Анастасия Гурьянова.
Уличные художники создали десятки эскизов с уральской природой, памятником танкистам-добровольцам, историческими и современными зданиями Челябинска. На одном из них - портрет архитектора Марии Мочаловой, как идейный ориентир. Молодых зодчих после войны сагитировал поехать на Урал фронтовик, впоследствии заслуженный архитектор и почетный гражданин Челябинска Евгений Александров. Вместе с ним эта молодая поросль (и праправнучка Павла Мочалова, одного из самых известных актеров эпохи романтизма), по сути, сформировала стиль исторического ядра Челябинска: сегодня 90 гектаров его территории признаны единым объектом культурного наследия.
И Александров, и Мочалова преподавали в главном политехническом вузе области, поэтому многие южноуральские архитекторы - их ученики и последователи.