В афише нынешнего, уже VIII фестиваля два симфонических концерта и два представления оперы Римского-Корсакова "Царская невеста". Все три площадки, где проходят события форума, отреставрированы по личной инициативе Валерия Гергиева. Это Театр оперы и балета - с 2017 года Филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия - Алания и Культурный центр "Пате", а взял старт фестиваль на филармонической сцене - в здании бывшей лютеранской кирхи XIX века, настоящей архитектурной жемчужине столицы Северной Осетии.
По традиции Мариинского театра программы концертов неведомы до последней минуты и фактически становятся известны лишь по окончании выступлений. Первым на фестивале прозвучал трехчастный Концерт Скрябина для фортепиано с оркестром. За роялем старший сын маэстро - Абисал Гергиев. Если в первой части оркестр и рояль - это будто одно целое, то в финале произведения солирующий инструмент уже соперничает с оркестром. Абисал Гергиев постепенно превращается в интересного самобытного музыканта, которому суждено всю жизнь нести бремя ответственности за имя, что, конечно же, многократно усложняет его художественную задачу.
Далее была исполнена Четвертая симфония Малера, где солировала сопрано Анна Денисова. А уже на следующий день в зале "Пате" - Седьмая симфония великого австрийского композитора, чье творчество задается вечными вопросами и подчеркивает всю глубину разлада мятущейся и уязвимой человеческой души с внешним миром. А в начале концерта прозвучали фрагменты из балета Родиона Щедрина "Конек-Горбунок", да так мощно, будто это не волшебный жеребенок из детской сказки, а Гамаюн - мифическая райская птица, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Это исполнение стало данью памяти выдающемуся русскому композитору, с которым Валерия Гергиева связывали многие годы сотворчества и подлинной дружбы.
В качестве театрального аккорда фестиваля в этом году выбор пал на оперу Римского-Корсакова "Царская невеста". Для того чтобы в гастрольных условиях показать реплику известной мариинской постановки, пережившей уже несколько возобновлений, во Владикавказ доставили тонны декораций и сотню костюмов.
Спектакль мрачен, хотя действие, строго говоря, не привязано к темной эпохе опричнины, но сюжет драмы Мея о третьей женитьбе Ивана Грозного, ставшей литературной основой для композитора, не оставляет места светлым краскам. Согласно историческим фактам, супруги вместе прожили всего 15 дней, после чего жена царя скончалась при максимально таинственных обстоятельствах. При этом главная героиня оперы - вовсе не царская невеста Марфа Собакина (Айгуль Хисматуллина и Анна Денисова), а Любаша (Зинаида Царенко) - "чудо-девка", любовница боярина Грязного (Павел Янковский), которую он предал, "положив глаз" на Марфу - невесту Лыкова (Евгений Ахмедов и Кирилл Белов). Именно Любаша раскручивает маховик всеобщей трагедии, что фактически превращает ее в ведьму… Солистов со строгой ансамблевости немного сбивает гастрольная условность, однако звучание оркестра под дирижерской палочкой Валерия Гергиева сполна передает весь мистический мрак "черной страсти".
А сразу по окончании второго фестивального спектакля Валерий Гергиев и Мариинский оркестр, как обычно, в режиме нон-стоп продолжают музыкальное путешествие. На гастрольной карте десятки городов. Музыканты уже успели побывать в Армении. Выступление в Ереване - часть торжеств в честь 100-летия Национального оркестра Армении. Для Валерия Гергиева он имеет особое значение. Маэстро возглавлял этот коллектив в начале 80-х годов. И именно тогда он впервые был назначен художественным руководителем и главным дирижером оркестра… А из Еревана музыканты десантировались в Сочи, где приняли участие в открытии нового концертного центра в Сириусе с несколькими залами, которое возводили пять лет.
В антракте представления "Царской невесты" во Владикавказе Валерий Гергиев ответил на вопросы "РГ".
Маэстро, это уже VII фестиваль, чем он важен и ценен именно для вас?
Валерий Гергиев: Мне кажется, что наличие здесь, во Владикавказе, у меня на родине филиала Мариинского театра и постоянная, а не только во время фестиваля, тесная связь между коллективами двух городов - это залог того, что и музыкальные, и театральные традиции не прервутся. А, к сожалению, сегодня такой риск есть во многих регионах нашей страны. Хочется верить, что восстановление исторического облика Владикавказа - реставрация таких зданий, как кинотеатр братьев Пате, очень важное событие. Когда я был ребенком, там располагался кинотеатр "Комсомолец", где я впервые посмотрел "Обыкновенный фашизм", "Александра Невского" или, если не ошибаюсь, "Маугли". И эти впечатления я сохранил в далекой памяти. Есть в Осетии и знаменитые киноактеры, что были известны на весь Советский Союз. Я имею в виду и Владимира Тхапсаев, и Бимболата Ватаева, и других… Не могу не вспомнить своих учителей - Анатолия Аркадьевича Брискина, Зарему Андреевну Лолаеву. Я, конечно, хочу что-то сделать, чтобы их имена были сохранены для потомков. Считаю себя обязанным сделать все, чтобы Владикавказ имел и оркестр, и коллектив Театра оперы и балета достойного уровня.
Лучший способ почтить память своих педагогов - сделать все, чтобы здесь продолжали так же хорошо учить. И я буду настаивать на том, чтобы на всех наших площадках Мариинского театра во Владикавказе работало множество детских программ. Дети во всем мире одинаково восприимчивы к красоте классической музыки, просто им надо создать возможность это почувствовать. И хотелось бы использовать потенциал как Мариинского, так теперь и Большого театра, который я тоже сейчас возглавляю.
И как современных детей завлечь в мир академической музыки?
Валерий Гергиев: Проблема в том, что даже в крупных городах-миллионниках России далеко не везде есть театры оперы и балета, симфонические оркестры. Мы с этим сталкивались. Например, Томск - город с прославленным университетом, а оперы и балета там нет. В Омске тоже нет. Поэтому мы разговариваем с местными властями, думая над тем, как сделать так, чтобы хотя бы детвора в этом году получила возможность увидеть настоящего "Щелкунчика" в предновогодние дни. Эти вопросы пока остаются на повестке дня и требуют решения.
И каким может быть это решение, на ваш взгляд?
Валерий Гергиев: Я прикидывал возможности Мариинского и теперь Большого театров, изучив уже реальную картину во множестве регионов, побывав почти в семи десятках областей, краев, республик России с оркестром Мариинского, а сейчас и уже и объединенным коллективом двух театров.
Мне кажется, с Большим и Мариинским театрами должны ассоциироваться города, где нет крупных музыкальных театров. Мы, может быть, не нужны Новосибирску или Екатеринбургу. Но, думаю, мы нужны Смоленску, Твери, Пскову, Великому Новгороду, Тихвину - и это мы уже доказываем на деле. Может, мы нужны и Вологде… Это все изумительные, красивейшие города. Если это будет Томск, Омск или даже Хабаровск и Сахалин, то у нас ресурсов артистических и желания хватит.
Вот таким необычным образом можно насытить культурную жизнь страны. Я сейчас не говорю про кинофильмы или цирки, музеи. Но все, что касается классической музыки, оперно-балетных традиций, там не так трудно представить ассоциацию огромного количества исполнителей под крылом двух великих театров - Большого и Мариинского. И в таком случае, полагаю, очень многого можно добиться.
Кавказа эта идея тоже касается?
Валерий Гергиев: Я также хотел бы, чтобы от Сочи до любого, даже не самого большого города, например, в Карачаево-Черкесии, где есть, например, прекрасные аланские храмы (я там недавно побывал), регион превратился в богатейший музыкально-культурный край. И конечно, я не могу не предложить нашим друзьям из Кабардино-Балкарии руку помощи из благодарности к Юрию Хатуевичу Темирканову. Это мой наставник, легендарный руководитель Мариинского, тогда еще Кировского театра. И в далеком уже 1978 году я дебютировал в театре именно как его ассистент по его же личному приглашению. Он тогда мне еще сказал: "Я поработаю немного, потом возглавишь этот театр". Для меня это звучало не то, чтобы необычно или радужно… Я не мог понять, как можно в студенте увидеть какого-то руководителя Кировского театра. А он мне это сказал у себя дома, на кухне. И сегодня мне хочется, чтобы в Нальчике появился хороший концертный зал или музыкальный театр в память о Юрии Хатуевиче Темирканове. Я для этого сделаю все возможное. Уверен, все, вплоть до нашего президента Владимира Владимировича Путина, все хотят этого. Тогда здесь, на Северном Кавказе, возникнет ансамбль музыкальных коллективов и площадок, которые смогут наполнить жизнь этих регионов довольно серьезным, богатым культурным содержанием. Владикавказ - культурный центр, который занимает еще и очень важное место в геополитическом плане и в будущих поворотах судьбы огромного, большого Кавказа в целом.
Спектакль "Царская невеста"Во многом фестивали Мариинского театра, даже в блиц-формате, существенно меняют культурную судьбу регионов. Какие еще города могут рассчитывать на внимание со стороны Мариинского театра?
Валерий Гергиев: В доковидные времена количество людей, приходящих за сезон в залы Мариинского театра, достигло двух миллионов. А на данный момент истории Мариинский театр может принимать одномоментно на всех своих площадках шесть тысяч человек. Скоро и Большой театр обзаведется новым достаточно мощным оперно-балетным и концертным комплексом. Но, понимая, что ситуация непростая, особенно на фоне СВО, я обращаюсь ко многим из моих друзей-меценатов. И есть планы сделать еще очень многое в стране для развития театрально-концертной жизни. И, думаю, наше влияние на жизнь в регионах будет стремительно возрастать.
Театры, которые свяжут свои творческие планы, свою будущую творческую судьбу с двумя главными театрами страны, могут оказаться в выигрыше. Я это уже вижу на премьере театра во Владивостоке, хотя это немного далеко. Лететь из Петербурга в Нью-Йорк даже чуть ближе… Страна у нас огромная… Но это годы упорной работы. И там тоже очень мощные фестивали проходят, так как есть возможность что-то интересное планировать благодаря залам. Пять-шесть достойных площадок в городе - и можно проводить любой фестиваль.