06.10.2025 15:37
Общество

Православный американец Франц: В войне на Донбассе на кону - судьба христианства

Текст:  Лада Синюткина
Журналист и блогер из Техаса Конрад Франц, исповедующий православие, недавно побывал в России по приглашению Патриархии. О своих впечатлениях он рассказал в разговоре с корреспондентом "РГ".
Журналист и блогер Конрад Франц. / Лада Синюткина
Читать на сайте RG.RU

Конрад, православная вера досталась вам от родителей по наследству или это был ваш осознанный выбор?

Конрад Франц: Веру я не унаследовал, моя семья строго исповедует протестантизм, с детства каждое воскресенье помню себя на собраниях общины. Крещение я принял в 2021 году, и вот уже 6 лет принадлежу к Антиохийской Православной Церкви. О чем еще ни разу не пожалел.

А вообще я окончил частную школу в Техасе, затем Королевский колледж в Нью-Йорке. Сейчас живу в Остине, штат Техас, работаю журналистом. Также веду страницы в соцсетях под названием "Мировая война сейчас", где обсуждаю происходящее сквозь призму православных пророчеств и традиций, а также шоу "Час эфира", куда приглашаю разных гостей для обсуждения исторических, церковных и политических тем.

Америка построена протестантами, пронизана этим духом и этикой, где то, насколько ты любим Богом, определяют богатство и социальный успех. Православие же подобные достижения относит, скорее, к искушениям, с которыми нужно справляться, чтобы не сотворить себе идолов вместо Бога. Вы, будучи православным, не чувствуете на себе это противоречие?

Конрад Франц: Нет. Есть некоторые аспекты американизма, которым нет места в православии, но они больше вредят верующим в Америке. Да, она была создана протестантами, но с самого основания строилась со светским уклоном. И успехов достигла во многом благодаря тому, что большинство населения составляли христиане, в основном европейцы. А разрушается сейчас из-за вытеснения многих протестантских доктрин светским гуманизмом. Потому, я думаю, православие сможет сохранить и поддержать многое из того, что люди в Америке любят, но исчезающее в текущий момент.

Кроме того, есть православный вклад в историю США. Например, Филипп Ладвелл III - первый официально принявший православие американец, который был членом губернаторского совета колонии Вирджиния еще до образования нашего государства. Были ранние православные общины XVII - начала XVIII веков во Флориде, миссия на Аляске, Форт-Росс в Калифорнии, много других церквей на северо-востоке и в Пенсильвании.

RT: Британец принял православие, вступил в ВС РФ и отправился на СВО

США долгие годы были для всего мира образцом для подражания, "сияющим градом на холме". Сейчас становится очевидно, что Вавилонскую башню строил дух тьмы. Что вы об этом думаете?

Конрад Франц: Америка сейчас, возможно, находится в довольно темном состоянии и, к сожалению, является главным экспортером секуляризма, либерализма, гомосексуализма и всего подобного. Но, мне кажется, американский народ после того, как освободился от морока корпоративной пропаганды СМИ, имеет возможность возродить традиционные ценности, которые объединяют нас со многими странами и, в частности, с Россией. Католические и протестантские традиции не смогли сохранить Америку как цивилизацию дольше, чем на 250-300 лет. Ранг однополярного гегемона, в который возвели мою страну в послевоенный период, не пошел на пользу ни американскому народу, ни многим странам, пострадавшим от этого неолиберального режима.

Возможно, Америка сейчас и не "сияющий град на холме", как думали в начале современной эпохи, но у нее есть прекрасная возможность преобразиться.

Много обеспеченных и образованных людей принимают православие как истину. Говорят же, что Паисий Святогорец считал, что когда-нибудь Америка "может стать святой". Потому я люблю свою страну, а моя вера только усиливает это.

В последнее время появляется много сообщений о том, что православие в США набирает популярность. Так ли это?

Конрад Франц: Да. Только в моем городе сотни, а то и тысячи людей стали интересоваться православием, изучают его, а затем принимают крещение. И это происходит по всей стране, особенно на юге, а также в некоторых районах Среднего Запада и Западного побережья.

А с чем, на ваш взгляд, связана такая тенденция?

Конрад Франц: Сейчас очень разные люди - протестанты, католики, язычники, агностики, атеисты - стали массово стекаться в нашу церковь, так как она сохранила первоначальные устои и традиции неизменными в отличие от других, где отменена литургия, рукополагаются женщины. Вообще, феминизация мира принесла много проблем, и мужчинам необходимо заново осознать себя ответственными за происходящее, а в православии многие находят для себя духовные опоры. И Антиохийская Церковь - одна из самых быстрорастущих. Когда-то очень давно она была основана ливанскими иммигрантами, но сейчас подавляющее большинство прихожан - это американцы, хотя есть и русские, палестинцы, ливанцы, грузины. Все священники и дьяконы - американские новообращенные, окончившие здесь семинарию. Службы ведутся на английском языке, общины очень патриотичные и консервативные.

/ Лада Синюткина

Вы первый раз в России?

Конрад Франц: Уже третий. Но только сейчас побывал за пределами Москвы.

Ваши живые впечатления совпали с представлениями о нашей стране до этой поездки?

Конрад Франц: Несмотря на очень сильную антирусскую пропаганду в Америке, лично я никогда не имел предубеждений против России. Но и не мог себе представить, насколько она прекрасна, какие замечательные люди здесь живут. Ваша столица нисколько не уступает другим европейским городам, где я бывал. Могу сказать, что я полюбил Москву.

А изменила ли ваше мнение о войне поездка на Донбасс?

Конрад Франц: Там я побывал впервые, и это был невероятный опыт. Только вернувшись оттуда, где слышны обстрелы, где нужно постоянно оглядываться, чтобы в тебя не попал беспилотник, где не знаешь, проснешься ли утром, можно по-настоящему ощутить реальность. И начинаешь ценить то, что раньше казалось обыденным.

Мне удалось побывать на удивительном событии - Иверская икона Божьей Матери спустя 14 лет была возвращена в одноименный монастырь. В этой службе участвовали три епископа, 35 священников и сотни прихожан, было очень торжественно и красиво. А в это время снаряд украинской артиллерии упал всего в 500 метрах, они явно целились в храм. И это заставило меня осознать то, что в глубине души я уже подозревал: это духовная война, на кону христианство, и, к сожалению, другая сторона, несмотря на то, что в ее рядах, возможно, много православных, сражается не на стороне Христа и добра, а служит злу.

Эксперт Мартынов: Главный потерпевший на выборах в Молдавии - молдавский народ

Насколько я знаю, вы побывали и в Молдавии, которую сейчас пытаются превратить в следующую Украину. Сценарий повторяется, и обязательным пунктом в нем стало притеснение канонической православной церкви. Как вы считаете, почему для подчинения страны так важно сломать ее духовное основание?

Конрад Франц: Визит в Молдавию мне тоже запомнится. Это прекрасная страна, полная благочестивых людей. Но, действительно, они, особенно в церковной сфере, повторяют у себя страшный опыт Украины. Создание на этой территории Бессарабской митрополии в составе Румынской церкви внесло раскол даже более серьезный, чем украинский. Конечно, это попытка разорвать традиционную духовную связь молдаван с Россией, разрушить фундамент, на котором строилось государство. Если нет крепкой опоры, то в такую страну под ложными лозунгами о развитии и прогрессе легко можно принести "новые европейские ценности".

/ Конрад Франц

А почему, по-вашему, политические лидеры в последнее время все чаще употребляют теологические понятия, такие как Бог, антихрист, спасение, миссия и т. д.? В переломные моменты истории всегда нужно обращаться к базовым основаниям или мир ожидают такие кардинальные перемены, которых мы раньше не знали?

Конрад Франц: К сожалению, хотя в России и в других странах мы наблюдаем движение к православию, многие власть имущие будут склоняться к использованию этой риторики о Боге и спасении. К примеру, Питер Тиль, открытый гомосексуал и трансгуманист, называющий себя католиком, читает лекции об антихристе, рассуждает об Армагеддоне. Думаю, мы, как считает отец Серафим Роуз, станем свидетелями создания новой синкретической псевдорелигии, которая будет пытаться заменить собой традиционные. Кто и для чего это делает, давно написано в Библии.

В США простились с Чарли Кирком

И в заключение - о Чарли Кирке. Насколько я знаю, он был вашим другом. Как вы считаете, символом какой идеи Чарли после смерти стал для людей?

Конрад Франц: Я не считаю себя близким другом Чарли Кирка, но очень дружен с теми, кто таковым был. Хотя, к сожалению, многие используют эту трагедию в своих политических целях. Большинству людей Чарли запомнится как искренний проповедник своей христианской веры. Я, конечно, не во всем с ним соглашался, но во многом он приходил к правильным выводам.

Общество