По действующим до Указа правилам демпфер обнулялся, если средняя цена за месяц марки АИ-92 (по нему считается демпфер для бензина) на бирже превышает 66 495 рублей за тонну, а дизельного топлива (ДТ) - 68 640 рублей за тонну. Котировки бензина АИ-92 оказались выше предельного значения с августа, дизельного топлива (ДТ) - с октября. Сейчас на бирже бензин АИ-92 торгуется по 74 149 рублей за тонну, а ДТ - за 73 065 рублей за тонну.
Бензин и ДТ- экспортные товары и привязаны к ценам на внешних рынках. Демпфер позволяет удерживать цены на топливо в России ниже экспортных и сглаживает скачки мировых котировок на нефть и нефтепродукты. Обнуление демпфера неминуемо влечет за собой рост биржевых котировок, на которые ориентируются оптовые цены. А в конце цепочки находятся цены на АЗС, которые в этом уже обогнали потребительскую инфляцию. Указ не допустит обнуления выплат по демпферу с этого месяца, но, по-видимому, с выплатами по бензину за август и сентябрь нефтяные компании могут попрощаться.
По мнению зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, подписанный сегодня Указ благотворно скажется и на насыщении внутреннего рынка бензином, и на ценах в оптовом и розничном звене, и на экономических показателях нефтепереработки. Это позволит оперативно отрегулировать вопросы увеличения предложения, улучшения финансовых показателей и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), и владельцев АЗС. Указ президента, в отличие от законопроекта, позволяет быстро принять решение по всей вертикали власти и далее корректировать тактику, в зависимости от ситуации на рынке. Отсюда и срок в шесть месяцев. "Думаю, что такое решение сослужит добрую службу холодного душа для всех участников рынка и задаст тренд на умеренное снижение биржевых и оптовых цен", - уверен Станкевич.
По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, Указ, несомненно, охладит рынок, возможно даже, цены на бирже немного просядут. Но системно проблемы российской нефтепереработки он не решает. Биржа и опт продолжают работать в рыночных условиях. Розница ориентируется на инфляцию. Причем никакого законодательного ограничения роста цен на АЗС нет, есть джентльменский договор правительства и компаний, заключенный перед введением демпфера в 2018 году. У нефтяников мало стимулов развивать переработку, строить НПЗ, расширять сети АЗС. Проще экспортировать сырую нефть. Запрет обнуления демпфера повысит маржинальность работы НПЗ, но на АЗС уже особенного влияния не окажет. Крупные сети как работали, так и продолжат работу. Независимые АЗС (около половины заправок в России) могут пострадать, если цены на бирже продолжат расти. Но сами независимые АЗС инертны, а регулятор со своей стороны не спешит решать с ними рабочие вопросы. У нас как не было, так и нет плана-схемы размещения АЗС, неизвестно, сколько нужно АЗС в стране. То есть отсутствуют системные, основополагающие документы, регламентирующие работу.
С точки зрения автора Telegram-канала "Высокое напряжение" Кирилла Родионова, в результате запрета на обнуление демпфера биржевые цены на топливо могут достигнуть новых исторических максимумов, что позволит нефтяникам отыграть часть потерь, связанных с сокращением субсидий и ущербом инфраструктуре НПЗ из-за БПЛА. По данным Росстата, сальдированная прибыль российских НПЗ снизилась на 45,1% по итогам первых семи месяцев 2025 года (до 876,2 млрд руб.).
Основные потери от законодательных изменений понесут независимые АЗС, закупающие топливо на бирже, и автовладельцы, с учетом усиления рисков роста цен в рознице. Стабилизировать ситуацию можно только за счет гарантий безопасности для НПЗ и отмены санкций на поставки в Россию оборудования для нефтепереработки, а в среднесрочной перспективе - за счет повышения нормативов биржевых продаж, отказа от субсидий для НПЗ и демонополизации топливной розницы, считает эксперт.