Удостоверение в конечном счете было получено. После долгих мытарств. Но, как особо разъяснил сейчас Верховный суд, этого мало: за свои страдания женщина имеет право на компенсацию морального вреда. Это принципиальный вопрос. Теперь нижестоящие суды должны рассчитать размер выплаты.
Эксперты отмечают: это одно из первых определений высшей судебной инстанции, принятых при новом председателе Верховного суда России Игоре Краснове. Оно подтверждает ожидания: судебная практика будет развивать подходы, укрепляющие социальную защиту граждан.
Защиту и понимание в Верховном суде страны нашла Нина Степановна Богданова из города Златоуст Челябинской области. Она родилась в 1933 году и во время войны была подростком. Но дети военной поры были вынуждены взрослеть раньше. Уже в 11 лет она устроилась на работу в колхоз в Пензенской области.
Поскольку Нина Степановна была несовершеннолетней, трудовую книжку ей не оформили. Но, как рассказали "РГ" в Верховном суде России, "факт работы Богдановой Н.С. в колхозе "За коммунизм" во время Великой Отечественной войны установлен комиссией по назначению пенсий при исполкоме Наровчатовского района Пензенской области протоколами опроса двух свидетелей, которые работали вместе с Богдановой Н.С.".
Но в 1993 году комиссия по назначению пенсий уже в Златоусте допустила ошибку в документах, из-за чего часть военного стажа "потерялась". Поэтому чиновники сочли, что ветеранский статус ей не положен. Начиная с 1993 года никто не захотел с ней поговорить по-человечески, сколько бы она ни пыталась объясниться с чиновниками.
В 2020 году женщина в очередной раз обратилась в управление социальной защиты с просьбой выдать ей удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (труженика тыла). И - снова отказ. Мол, стажа недостаточно.
При этом, как рассказала Нина Степановна, чиновники проявили равнодушие, не стали вникать, изучать документы. Не объяснили, что можно сделать. Ветерану пришлось судиться. Через три года суд обязал выдать удостоверение и столоначальники это сделали.
Вероятно, чиновники посчитали, что на этом история закончена. Однако не все так просто: когда гражданин страдает долгое время из-за нарушения прав, кто-то за это должен ответить. Желательно, рублем. Нина Степановна обратилась в суд, требуя выплатить ей компенсацию морального вреда. Увы, нижестоящие инстанции при первом рассмотрении дела сочли, что все эти десятилетия женщина плакала от бессилия за свой счет. Дескать, чиновники ничего ей не должны, они делали свою работу, так сказать. Но и судьи, и чиновники серьезно ошиблись: равнодушие и бессердечие не входят в должностные обязанности государственного служащего. Наоборот, это нарушение должностных регламентов, а значит, как указал Верховный суд, за это положена компенсация.
"Судебная коллегия обратила внимание на то, что моральный вред был причинен Богдановой Н.С. тем, что начиная с 1993 года она неоднократно обращалась к ответчикам за разрешением вопроса о присвоении ей статуса ветерана Великой Отечественной войны, которые каких-либо действий в разрешении данного вопроса не предпринимали, консультативную помощь не вели, - рассказывают в Верховном суде России, - хотя при проведении проверки ее документов должны и могли были обнаружить ошибку, допущенную в 1993 году".
По причине такого бездействия чиновников женщина не смогла своевременно получить статус ветерана, испытывала страдания. Поэтому дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Эксперты отмечают, что данное дело имеет крайне важное значение. Будучи Генеральным прокурором России, Игорь Краснов уделял особое внимание защите социальных прав. Как заявил он в Совете Федерации во время рассмотрения его кандидатуры на пост председателя Верховного суда России, конечная цель права - это справедливость в рамках закона.
"И безусловно, наши граждане должны находить справедливость именно в суде", - подчеркнул Игорь Краснов. Он подчеркнул важность каждого судебного решения для укрепления доверия людей к судебной власти.
"Свое назначение, свой переход на должность председателя Верховного суда Российской Федерации я рассматриваю как продолжение служения законности, - сказал Игорь Краснов. - И буду действовать в интересах государства, общества и людей в соответствии с законом".
Как отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, первые решения Верховного суда России свидетельствуют, что принципиальную линию по защите социальных прав Игорь Краснов продолжает и на новом посту.
"Безусловно, судьи в своих решениях всегда независимы. Однако именно Верховный суд задает правовые ориентиры, на основе которых формируется судебная практика. У нас не может быть разных подходов в Сибири, на Урале или в Центральной России", - объяснил председатель правления АЮР.
Правовые позиции Верховного суда, которые прозвучали после вступления Игоря Краснова в новую должность, дают четкий сигнал: защита социальных прав граждан будет укрепляться. Решения, в которых был проявлен формализм при рассмотрении вопросов по защите социальных прав граждан, могут быть пересмотрены, резюмировал Владимир Груздев.
В частности, в данном деле защищены права женщины, которая из-за формализма чиновников несколько десятилетий не могла оформить статус ветерана Великой Отечественной войны и в итоге удостоверение получила только по решению суда. Как разъяснил сейчас Верховный суд России, женщина имеет право на компенсацию морального вреда. Размер этой компенсации будет определен нижестоящими инстанциями в ходе нового рассмотрения дела.