19.10.2025 13:47
Культура

Дирижер Александр Сладковский: Я не бегун, а скорее штангист

Текст:  Ольга Русанова
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (9777)
В понедельник 20 октября народному артисту, художественному руководителю и главному дирижеру ГАСО Республики Татарстан Александру Сладковскому исполняется 60. И это не единственный юбилей, который маэстро отмечает в эти дни. Дирижер уже "50 лет в строю" - именно так называется концерт-оммаж, который в этот день состоится в казанском Концертном зале имени Сайдашева, на домашней площадке оркестра. Отсчет ведется со времен учебы в Московской военно-музыкальной школе, определившей профессиональный путь Александра Витальевича.
Дирижер уже "50 лет в строю" - так называется концерт, который состоится в казанском Концертном зале. / Пресс-служба ГАСО Республики Татарстан
Читать на сайте RG.RU

Пять десятилетий - целая жизнь, вместившая многое, но главные достижения связаны с Госоркестром Татарстана: за 15 лет Сладковский превратил его в один из лучших коллективов России. Как это ему удалось, что сейчас на повестке дня у неугомонного маэстро, каковы его планы и мечты - об этом музыкант рассказал в интервью "Российской газете".

Общество всегда внимательно следит за творческими "стайерами", бегущими на длинные жизненные дистанции, причем с годами не сбавляющими темп. Наоборот, у них все больше замыслов, проектов и успехов. Безусловно, это и про вас. Главный вопрос: как вам это удается?

Александр Сладковский: Сложный вопрос, но, если коротко, скажу так: я каждый день начинаю с чистого листа. Каждую репетицию провожу как в первый раз. Мой принцип: "не останавливаться". Все время что-то новое учу, что-то новое играю и записываю. Конечно, мне помогают: и Всевышний, и люди. Если есть высокие цели - всегда появятся и обстоятельства, и люди, которые помогут.

Так и получается "забег на длинную дистанцию". Правда, если уж проводить параллели со спортом, у меня больше ассоциаций со штангой, которую легко поднять, но сложно держать. Я скорее не "бегун", а "штангист".

Симфонический репертуар вашего оркестра громаден, как и его дискография: достаточно назвать записи всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского и Шостаковича. Вы давно играете и сейчас записываете полную симфоническую коллекцию Малера... А что с оперой? Вспоминаю относительно недавнюю "Травиату" в вашей постановке в "Геликоне", но хотелось бы еще…

Александр Сладковский: Много всего оперного было: перед локдауном в 2020 году мы сыграли в Московской филармонии "Летучего голландца" Вагнера в концертном исполнении - его записали и канал mezzo, и наш меломан.ру. До этого был опыт исполнения "Иоланты" Чайковского с Вероникой Джиоевой в заглавной партии - и в Казани, и в Большом зале Московской консерватории.

Если заглянуть дальше, еще в конце 1990-х я работал в театре Петербургской консерватории, где и состоялся мой дирижерский дебют - в опере Моцарта "Так поступают все". Потом участвовал в постановках "Евгения Онегина", "Богемы", "Царской невесты", "Иоланты"... Между прочим, именно там начинали наши выдающиеся маэстро Юрий Симонов и Юрий Темирканов: сначала как музыканты студенческого оркестра, чуть не за одним пультом, а потом как дирижеры. Под их руководством пели Нестеренко, Образцова… Представляете, какая была намоленная сцена - и мне посчастливилось в таком месте оперой заниматься.

/ Пресс-служба ГАСО Республики Татарстан

Но и сейчас постоянно встречаюсь на сцене с нашими суперзвездами: и Аидой Гарифулиной, и Альбиной Шагимуратовой, и Венерой Гимадиевой, Хиблой Герзмава, Ольгой Бородиной, Катей Семенчук, Ильдаром Абдразаковым, Алексеем Тихомировым, Еленой Стихиной, Ольгой Перетятько… Боюсь кого-нибудь забыть - но я с ними не только "сотрудничаю", я с ними со всеми дружу.

Но так уж складывается судьба, что больше я занимаюсь оркестром. При этом с удовольствием дирижирую и вокально-симфоническими произведениями: кантатами, мессами. Вот только что мы исполнили Девятую симфонию Бетховена, Вторую Малера, "Мессу мира" Дженкинса, в которых, как известно, участвуют и хор, и певцы.

Скажите, ваш Госоркестр в чем-то нуждается - может, есть кадровые, материальные проблемы?

Александр Сладковский: Нет, у нашего оркестра мощная поддержка на уровне раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова и правительства республики. Что касается кадров - если даже кто-то увольняется, тут же находятся новые музыканты. К нам просто так не попадешь, только через конкурс, и решение о зачислении принимает худсовет.

В оркестре играют только местные, казанские музыканты?

Александр Сладковский: Да, только свои.

Но вы же часто выступаете и с другими коллективами - есть ли среди них любимые?

Александр Сладковский: Не так часто, это преувеличение. Но любимые оркестры есть. Назову два московских - Госоркестр имени Светланова и национальный молодежный (РНМСО) - и два петербургских: оркестр Петербургской филармонии и MusicAeterna.

Я каждый день начинаю с чистого листа. Каждую репетицию провожу как в первый раз

Юрий Башмет однажды сказал мне, что в день рождения всегда должен быть на сцене. Вы с ним согласны?

Александр Сладковский: В обычный день рождения - необязательно… Но есть юбилеи, круглые даты, и тут артист обязан быть на сцене. А что касается Юрия Абрамовича - я нередко был участником его "именинных" вечеров.

А что вы выбрали для своего нынешнего юбилейного концерта - какую-то особенную программу?

Александр Сладковский: Она не то чтобы особенная, но каждая партитура на определенном этапе "стайерского забега" сыграла важную роль для моего становления. От Чайковского и Сен-Санса до Гершвина и Хачатуряна. Компания у нас будет прекрасная: Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков, Вадим Репин, Вениамин Смехов, Александр Чайковский, Даниэль Шомодьи-Тот, Андрей Иванов, Александр Зингер, Екатерина Мочалова. Вести концерт будет Юлиан Макаров, с которым я дружу уже четверть века.

/ Пресс-служба ГАСО Республики Татарстан

Вы говорите, постоянно что-то учите. А что нового мы услышим в этом сезоне?

Александр Сладковский: Например, я никогда не играл "Жизнь героя" Рихарда Штрауса и вот, наконец, дошел до этой партитуры, сыграю ее в декабре на петербургском фестивале "Площадь искусств". Еще для меня определенным откровением станет Бриттен: что-то я уже играл - как Скрипичный концерт (в Московской филармонии, солистка Алена Баева, 2021 - прим. "РГ"), сейчас мы исполним его с Даниилом Коганом. И в тот же вечер - Морские интерлюдии из бриттеновской оперы "Питер Граймс". А вот Фортепианный концерт - это для меня премьера, сыграем с Энджелом Вонгом.

У вас ведь, кроме музыки, есть яркие и необычные увлечения - мотоцикл, например. Не удивите чем-то еще?

Александр Сладковский: Музыка сама по себе настолько многообразна и объемна, что мне вполне хватает острых ощущений. Но есть еще две мечты, которые пока не удалось реализовать. Надеюсь, удастся на седьмом десятке (смеется). Первая - это научиться ездить верхом. Согласитесь, стыдно жить в Татарстане столько лет и не ездить верхом. Когда в 55 лет захотелось освоить мотоцикл, я просто пошел, научился, сел и поехал. Думаю, так же будет и с этой мечтой…

Ну, а вторая?

Александр Сладковский: А еще интересно было бы научиться играть в гольф.

P. S. "Российская газета" не сомневается: все сбудется. С юбилеем, маэстро!

Кстати

15 лет назад, в первый же год работы с Госоркестром Татарстана, Сладковский основал несколько фестивалей: "Рахлинские сезоны", "Белая сирень", "Concordia", "Казанская осень". Они изменили все: афишу, публику, отношение к оркестру со стороны профессионального сообщества и СМИ.

Потом добавились - "Денис Мацуев у друзей", "Мирас", Органный фестиваль… Все эти фестивали оркестра "растят" музыкантов, расширяют их кругозор, делают их жизнь интересней. Музыканты исполняют разнообразный репертуар, выступают с разными дирижерами и солистами - и молодыми, и весьма маститыми. Отсюда и непрерывный профессиональный рост коллектива, именно поэтому в 2018 году он получил собственный абонемент в Московской филармонии (пока это единственный такой прецедент с региональным оркестром). А в 2021-м оркестру было присвоено звание "академического".

Гергиев: Приморская сцена Мариинского театра уже имеет поклонников в Китае
Классика Татарстан