21.10.2025 00:01
Культура

Никите Михалкову принадлежат реклама "Фиата" и одна из лучших экранизаций Чехова

Текст:  Сергей Сусанин
Кино - это не только сюжет и разыгравшие его актеры. Сквозь события на экране всегда просвечивает личность автора фильма - его режиссера. И то, как со временем меняются его предпочтения, его взгляды, его стиль. По случаю 80-летия Никиты Михалкова вспомним некоторые его режиссерские работы, которые по каким-то признакам можно отнести к разряду "самых-самых".
Режиссер и актер Никита Михалков - обладатель приза американской киноакадемии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм" за фильм "Утомленные солнцем". / М. Гнисюк/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Самый мелодраматичный

Сценарий об актрисе немого кино, ставшей свидетельницей революции (прообразом была Вера Холодная), начинал снимать Рустам Хамдамов, но руководство студии не устроила стилистика снятого материала, и завершить картину поручили Никите Михалкову.

Тот предпочел начать с нуля и снял совершенно другой фильм, пригласив на все роли суперзвезд, оснастив мелодраматический сюжет своим фирменным юмором, иронически спародировав стиль и нравы немого кино.

Режиссер и актер Никита Михалков

Картина "Раба любви" азартно сыграна, легко смотрится, в ней идеально сочетаются качества сугубо развлекательного коммерческого кино и артхауса, смех и горечь ("Вы звери, господа!" - фраза героини, адресованная белогвардейцам).

Родион Нахапетов играет большевика, выполняющего в съемочной группе роль кинооператора и пытающегося открыть глаза героине на происходящие злодейства. В этом фильме состоялся взлет к всесоюзной славе Елены Соловей.

В прокат выходит исповедальный фильм "Никита", посвященный Михалкову

Самый "чеховский"

"Неоконченную пьесу для механического пианино" относят к лучшим экранизациям Чехова. В основе сценария соединены сразу несколько произведений писателя, общее - быт русской усадьбы, снятой "вкусно", с хорошим знанием материала и ставшей одной из впечатляющих "героинь" фильма.

Казалось бы, малозначительные события, происходящие в доме генеральной вдовы Войницевой, светская, часто бессмысленная болтовня ее гостей выдают пустоту помещичьей жизни, тщетность маниловских надежд здешних "прогрессистов", и даже серьезный душевный кризис одного из героев оборачивается комедией, фарсом.

В фильме заняты только звезды: Александр Калягин, Антонина Шуранова, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Павел Кадочников, Николай Пастухов, Евгения Глушенко…

Самый горестный

"Родню" можно смотреть снова и снова уже из-за одной Нонны Мордюковой в роли простой деревенской бабы Марии Коноваловой с ее ясными представлениями о законах жизни и решительными ухватками.

Она едет в город навестить давно переехавшую туда и нахватавшуюся городских привычек дочь (Светлана Крючкова). Там она с изумлением узнает, что дочь давно не живет с мужем (Юрий Богатырев), а любимая внучка ничего не хочет слушать, ибо уши постоянно заткнуты наушниками. Ее попытки навести в этом доме, где "все смешалось", порядок, вернуть мужа не любящей его жене, только порождают новый, еще более устрашающий хаос.

Это трагикомедия, очень смешная и одновременно очень горькая, полная метких режиссерских наблюдений за провинциальным бытом и нравами.

Михалков назвал десять фильмов о традиционных ценностях

Самый экспортный

Несмотря на обилие гораздо более совершенных фильмов, за рубежом Никиту Михалкова знают прежде всего как режиссера "Очей черных", ибо в этом фильме снимались итальянские суперзвезды - Марчелло Мастроянни в роли итальянского архитектора Романо (сменившего в чеховском сюжете Дмитрия Дмитриевича Гурова) и Сильвана Мангано в роли его жены.

В основе советско-итало-американской продукции "Дама с собачкой" Чехова, но все реалии русского быта поданы с поправкой на восприятие картины за рубежом - как некая экзотика. Отсюда даже название фильма, хорошо знакомое на Западе по знаменитому русскому, с явственным цыганским акцентом, романсу. В сюжет включены также мотивы "Анны на шее" и "Именин". Анну сыграла Елена Сафонова, снимались Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Олег Табаков…

Самый неизвестный

Фильм "Автостоп" - самый неизвестный широкому зрителю фильм Михалкова. Он был снят по заказу итальянской автомобильной фирмы "Фиат" в качестве рекламного ролика.

Действие происходит в заснеженной России, где итальянский автогонщик Сандро проводит испытания новой модели автомобиля. На безлюдной дороге его останавливает беременная женщина (Нина Русланова), которой срочно нужно в роддом, вскоре их догонит на мотоцикле ее муж (Владимир Гостюхин).

В пути оба рассматривают сияющие детали заморского чуда, восхищаясь совершенством конструкции "фиата". А когда по дороге героиня испытывает родовые схватки, выясняется, что и на этот случай в диковинной машине имеется все необходимое. В Италии фильм был выпущен как рекламный в сокращенном варианте, для России режиссер смонтировал игровую картину среднего метража.

Самый камерный

"Пять вечеров" сняты по бессмертной пьесе Александра Володина - драматурга, одним из первых выведших на сцену ничем не примечательных, казалось бы, "рядовых" людей.

Двое вновь встречаются после военной разлуки в тесном пространстве коммунальной квартиры: Ильин и Тамара, женщина, как говорят, "неустроенная", одинокая и давно расставшаяся с надеждами обрести нормальную жизнь, - ожесточившаяся. В фильме три настоящих жемчужины: актерский дуэт Людмилы Гурченко и Станислава Любшина и атмосфера времени, любовно в мельчайших деталях воссозданная режиссером, оператором Павлом Лебешевым и художниками Александром Адабашьяном и Александром Самулекиным.

Самый титулованный

Награжденный премией "Оскар" фильм "Утомленные солнцем" впервые был показан на Каннском кинофестивале, где получил Гран-при, уступив "Золотую пальмовую ветвь" Квентину Тарантино.

Как всегда у этого режиссера, изобилующий звездами фильм нес отпечаток своего времени, когда в печати появлялись все новые разоблачительные документы о сталинских репрессиях: в одном из самых выразительных эпизодов герой грезит о том, как он мстительно макнет генералиссимуса лицом в кремовый торт. Героя - бывшего любимца Сталина, павшего жертвой очередных "чисток", комдива Котова - играл сам Никита Михалков.

Заканчивается фильм патетической сценой, где люди в черном увозят избитого комдива, а над дорогой, как символ 30-х, встает циклопический портрет Сталина.

Наше кино