21.10.2025 07:35
Экономика

Российско-белорусская кооперация в ЦФО набирает обороты

Текст:  Татьяна Ткачёва Елена Шулепова Александр Шиханов
Российская газета - Экономика Центра России: №239 (9778)
Товарооборот между Россией и Беларусью за минувший год превысил 50 миллиардов рублей. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов на рабочей встрече в Минске с премьер-министром Республики Беларусь Александром Турчиным. Единая промышленная политика Союзного государства, по словам главы Минпромторга, была и остается одной из ключевых стратегических инициатив двух стран. Для ее реализации, в частности, прорабатывается статус "товара Союзного государства". В нем должно быть не менее 50 процентов белорусско-российской составляющей, причем доля каждой стороны - не менее 25 процентов. Предполагается, что этот статус начнут присваивать уже в будущем году такой продукции, как станки, автобусы, грузовики и микроэлектроника.
Совместные предприятия производят в том числе и сельскохозяйственную технику. / Александр Демьянчук/ ТАСС
Читать на сайте RG.RU

В регионах ЦФО кооперационные связи с соседней республикой довольно крепки. Совместные промышленные предприятия успешно работают, создаются новые. Что они производят, выясняли корреспонденты "РГ".

По-соседски

В Брянской области действуют совместные предприятия "Брянсксельмаш", "Амкодор-Брянск" и "Термотрон-Завод", чья продукция может в перспективе претендовать на "товар Союзного государства".

Один из успешных проектов интеграции России и Белоруссии для реализации замещения импортной техники - совместное предприятие "Брянсксельмаш". Сегодня это второй комбайновый завод России. "Брянсксельмаш" - российское дочернее предприятие белорусского машиностроительного холдинга "Гомсельмаш", основанное в 2005 году для локализации зерноуборочных комбайнов линейки GS на российском рынке и самостоятельного выпуска ряда других сельскохозяйственных машин. Завод выпускает технику под торговой маркой "Десна-Полесье", наиболее широко известной российским аграриям по классическим комбайнам с клавишным соломотрясом КЗС-1218 - локализованной версии модели GS12 от "Гомсельмаш". Кроме зерноуборочных комбайнов, завод также выпускает кормоуборочные комбайны, самоходные энергосредства УЭС-280, мульчирующие фрезы для ввода залежных полей в севооборот, зерновые сеялки СПС для прямого сева собственной разработки и другую технику. Предприятие увеличивает процент локализации техники и наращивает закупки материалов и комплектующих у российских компаний.

Другое совместное предприятие - "Амкодор-Брянск" - производитель линейки освоенных и локализованных трехтонных погрузчиков. В августе 2009 года было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Брянской области и ОАО "Амкодор" - управляющая компания холдинга" (Республика Беларусь), крупнейшим в странах СНГ производителем дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной и сельскохозяйственной техники. Трехтонные фронтальные погрузчики производства ООО "Амкодор-Брянск" пользуются большим спросом у потребителей. Сейчас в рамках программы импортозамещения и увеличения доли локализации отечественных комплектующих "Амкодор-Брянск" запускает в серийное производство универсальный погрузчик Амкодор 334С грузоподъемностью 3,4 тонны в комплектации с двигателем Ярославского моторного завода. Помимо производства на площадке брянского предприятия сформирован центральный склад запасных частей к технике "Амкодор". А недавно Калужская область и Республика Беларусь в плане совместных мероприятий на 2024-2026 годы прописали создание производственно-сервисного центра по обслуживанию этой техники.

Трехтонные фронтальные погрузчики пользуются большим спросом у потребителей

В конце 2024 года завершилась сделка по приобретению брянским "Термотрон-Заводом" белорусского "Гомельского электротехнического завода". На этой площадке сосредоточат локализацию производства трамвайных приводов. До 2022 года, когда брянский завод получил сертификат на свою продукцию, подобных отечественных приводов не было. Кроме того, Гомельский завод производит гарнитуры для приводов, так что объединение производственных мощностей двух предприятий позволяет предлагать рынку комплексные решения для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Заметим, что "Термотрон-Завод" выпускает инновационное оборудование для железных дорог, в том числе для высокоскоростных магистралей и городского рельсового транспорта. В сущности, благодаря их приводам эшелоны на высокой скорости не теряют контакт с рельсами и устойчивы на поворотах.

Предприятия Гомеля и Брянска будут продвигать продукцию от "одного лица"

Сотрудничество железнодорожников двух стран вообще прогрессирует. Так, компания "Тулажелдормаш" (Тульская область) заключает контракт на поставку техники для ремонта железнодорожных путей в Республике Беларусь. Кроме того, тульское предприятие планирует разместить производство виброплит для путевой техники на площадке белорусского холдинга "Нива-Холдинг", специализирующегося на производстве горно-шахтного, бурового, подъемно-транспортного, обогатительного, электротехнического, вспомогательного оборудования.

В Смоленской области зарегистрировано около пяти тысяч предприятий с белорусским капиталом.

Среди проектов выделяется сотрудничество ООО "Русэлпром. СЭЗ" с холдингом "БелАЗ" (один из мировых лидеров в производстве карьерных самосвалов) в части разработки и выпуска комплектов тягового электрооборудования.

Как сообщили региональные власти, сушильные машины, сделанные на Вяземском машиностроительном заводе, используются при изготовлении льняных пледов на Оршанском льнокомбинате. Также завод поставляет в Беларусь прачечное оборудование для гостиниц. Предприятие прорабатывает вопрос создания совместного производства мотоциклов с белорусским ООО "МотоВелоЗавод".

Кроме того, в регионе обсуждают открытие сервисного центра и цехов по сборке низкопольных перронных автобусов с ОАО "МАЗ". В Смоленске, таким образом, появится хаб, который объединит производство, техническое обслуживание и предпродажную подготовку техники. При этом планируется достичь такого уровня локализации, чтобы перронные автобусы можно было включить в реестр Минпромторга России. Также локализовать в области могут выпуск городских и туристических электробусов и электромобилей на основе базовых моделей, адаптированных для инвалидов. Не исключено, что к реализации этого инвестпроекта подключится "Росатом".

Что принесла регионам ЦФО главная агропромышленная выставка страны

В актуальной повестке - проект по строительству складов временного хранения запчастей для белорусских производителей и кооперация по сборке лифтов с предприятием "Могилевлифтмаш".

В сфере промышленности также выделяются "Бел Лайт Групп" (выпуск светодиодных ламп), "Смолсельмаш" (производство сельскохозяйственной техники), "Тау-С" (делает краски для разметки дорог) и "Громтехпром" (высокоточная обработка металла). Кроме того, многие смоленские предприятия имеют филиалы в Беларуси: у фабрики "Шарм" (холдинг "Русский трикотаж") есть цеха в Витебске, Бобруйске и Кричеве, у Починковской швейной фабрики (входит в группу компаний "Техноавиа") - в Мстиславле и проект по подготовке кадров на базе Витебского технологического университета. В свою очередь, белорусская компания "Легпромразвитие" (Бобруйск) держит площадку на российской территории - в Ярцеве. Предприятия поддерживают тесные кооперационные связи в легкой промышленности. Так, трикотажная фабрика "Апрель" в Рославле более половины продукции выпускает по контрактам с белорусскими компаниями.

От Волги до Свислочи

Взаимодействие ярославских и белорусских предприятий неплохо налажено в сфере машиностроения. Ярославская область поставляет в Беларусь продукцию ПАО "Автодизель", АО "Фритекс", ПАО "Завод "Красный маяк" - двигатели и комплектующие для таких машиностроительных предприятий, как ОАО "Минский автомобильный завод" (МАЗ) - управляющая компания холдинга "БелавтоМАЗ", "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ"), "Гомсельмаш" и Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).

МАЗ также закупает в Ярославской области лакокрасочные материалы от ООО "Объединение "Ярославские краски", ООО "Ярославская лакокрасочная компания" и "ЯрЛИ".

ЦФО стал лидером по числу победителей премии "Экспортер года"

Две марки латекса, которые производит ярославское АО НИИ "Ярсинтез", используются белорусским филиалом "Завода Химволокно" ОАО "Гродно Азот" для пропитки кордов. В свою очередь, готовая продукция этого предприятия идет на большинство шинных заводов России, в том числе и на Ярославский шинный завод.

ООО "Углич-Пласт" взаимодействует с ОАО "Витебские ковры", поставляя полимерные компаунды для прорезинивания поверхности ковровых изделий. Сейчас предприятие ведет переговоры с ОАО "Минский завод Термопласт" о поставке опытной партии смесовых термоэластопластов.

Группа компаний "Апрель", производящая трикотаж для детей и взрослых, в настоящее время сотрудничает с 10 белорусскими компаниями, которые предоставляют услуги пошива. Кроме того, ГК "Апрель" приобрела небольшое швейное производство в Республике Беларусь.

Два ярославских предприятия - АО "Корд" и ООО "Русарсенал" - приобретают для производства своей продукции сырье (полиэфирные волокна и нити) у ОАО "Могилевхимволокно".

Традиционно сотрудничает с предприятиями Республики Беларусь Ковровский электромеханический завод во Владимирской области. Для выпуска погрузчиков предприятие использует двигатели Минского моторного завода. В последние пять лет ковровцы приобрели их почти на 600 миллионов рублей. А в рамках технического перевооружения производства Минского моторного завода в 2023-2024 годах КЭМЗ поставил станочное оборудование на сумму более 300 миллионов рублей. В дальнейших планах - расширение поставок станков в Минск.

В Тамбовской области запустили производство беспилотных комбайнов

"ТермоЛазер" - инновационная владимирская компания, которая с 2010 года работает в сфере внедрения лазерных технологий в производственные циклы промышленных предприятий. Компания успешно сотрудничает с такими предприятиями Беларуси, как "БЕЛАЗ", Белорусский металлургический завод ("БМЗ"), "Гомсельмаш", Минский тракторный завод ("МТЗ"), Кузнечный завод тяжелых штампов (ОАО "КЗТШ"), Минский завод колесных тягачей (ОАО "МЗКТ").

Беларусь готовится к совместному производству водного транспорта с Россией

Благодаря лазерной обработке увеличивается срок службы деталей. Однако статус иностранной компании создает ООО "ТермоЛазер" определенные бюрократические сложности при работе в Беларуси. Устранить эти барьеры и сделать современные технологии более доступными для промышленности может создание в Беларуси национального лазерного центра. Владимирское предприятие готово оснастить его оборудованием. Проект включает в себя организацию специализированного инновационного высокотехнологичного участка лазерной обработки

АО "Муромский стрелочный завод" на льготный кредит из бюджета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) реализует проект по созданию производства стрелочной продукции для скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей. В проекте участвует белорусское предприятие ООО "Гидропресс", которое обеспечит поставки прессового оборудования стоимостью 111 миллионов рублей. Общая стоимость проекта составляет 1,3 миллиарда рублей, в том числе 777 миллиона рублей - кредит ЕАЭС. Предприятие будет производить 160 стрелочных переводов в год для ВСМ, выдерживающих скорость составов до 400 км/ч. Выход на проектную мощность планируется во втором квартале 2027 года.

Есть примеры кооперации и в Костромской области. Завод автокомпонентов сотрудничает с Минским моторным заводом и другими белорусскими компаниями, Галичский автокрановый - с белорусскими производителями кранового оборудования.

Крошка на черноземах

В Тамбовской области прошлой весной совместно с белорусским холдингом "Гомсельмаш" запустили производство беспилотных комбайнов, которые позволяют оптимизировать расход топлива, повысить качество уборки зерна и улучшить логистику. Оно организовано на базе местной фирмы "Титан", где в рамках инвестпроекта стоимостью около пяти миллиардов рублей будет создано 200 рабочих мест. Благодаря новой площадке объем основного производства в течение пяти лет вырастет до 600 машин в год. Как сообщали ранее в правительстве региона, в перспективе в Тамбове появится российско-белорусский кластер, где будут выпускаться не только сельхозтехника, компоненты и запчасти к ней, но и беспилотные летательные аппараты.

А в Воронежской области при участии белорусских инвесторов действуют строительные предприятия, локализовано производство лифтов. Планируется к реализации проект компании "Экологическая инициатива" (основана ООО "Белинжинирингстройинвест") по переработке автомобильных шин в особой экономической зоне "Центр", в который потребуется вложить до 900 миллионов рублей. Новый завод сможет обрабатывать в год 15 тысяч тонн отходов (обувь, автомобильные шины, производственные остатки), превращая их в резиновую крошку, пыль, металлическое и текстильное вторсырье.

Брянская область Владимирская область Воронежская область Калужская область Костромская область Смоленская область Тамбовская область Тульская область Ярославская область Промышленность