На прошлой неделе в Государственной Думе состоялся правительственный час, посвященный этим важным темам.
Напомню, что, согласно указу президента Владимира Путина, к 2030 году Россия должна войти в число 25 стран, лидирующих по плотности роботизации. Лидером в сфере робототехники сегодня является Южная Корея. Это единственная страна, которая превысила планку в тысячу роботов на 10 тысяч работников. Российская Федерация находится пока на 41-м месте по уровню роботизации.
Сегодня в целом по России количество промышленных роботов составляет 29 штук на 10 тысяч человек. Для сравнения - в 2023 году было 19 роботов на 10 тысяч сотрудников.
Но для достижения цели, поставленной президентом, к 2030 году должно быть 145 роботов на 10 тысяч работников. А для госкорпораций и компаний с госучастием установлен целевой показатель 230 роботов на 10 тысяч человек.
Получается, что до 2030 года необходимо внедрить в технологические процессы около 80 тысяч промышленных роботов. Только тогда мы выйдем на уровень передовых по уровню автоматизации стран. Отмечу, что за прошлый год было внедрено лишь около 8 тысяч промышленных роботов. В пятерку лидеров по внедрению вошли Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самара и Республика Татарстан. Их пример будет изучаться и масштабироваться.
Что касается финансирования, в этом году на роботизацию заложено чуть меньше 2,5 млрд рублей. Но в проекте федерального бюджета на следующие три года - совсем другие цифры. В 2026 году планируется выделить больше 9 млрд рублей, в 2027 году - свыше 11 млрд рублей, в 2028 году - почти 23 млрд рублей. Всего на развитие робототехники и автоматизации производства в рамках соответствующего федерального проекта в 2025-2030 годах предусмотрено расходование бюджетных средств в объеме 130 млрд рублей.
Перечислю ряд наиболее значимых мер, которые принимает государство для скорейшего развития роботизации в нашей стране.
Во-первых, любого отечественного робота предприятие или компания может купить со скидкой 50%, это позволяет устранить разрыв в ценах между отечественными и азиатскими моделями. Такие же скидки по решению президента распространены на автоматизированное сортировочное оборудование и логистических роботов. Их широкое использование позволит постепенно заменять неквалифицированный труд, в первую очередь в торговой сфере.
Во-вторых, предусмотрены двадцатипроцентные субсидии на услуги интеграторских компаний. Без соответствующих услуг зачастую невозможна автоматизация действующих заводов и внедрение там промышленных роботов.
Кроме того, создаются региональные центры развития робототехники. Всего запланировано строительство 30 таких центров, сегодня уже возводятся первые шесть объектов.
Получают поддержку производители беспилотных авиасистем, которые применяются в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве, в энергетике и, конечно, в сфере безопасности. Тестируются беспилотные такси, КамАЗы, локомотивы, поезд "Ласточка", трамваи и паромы.
Развиваются технологии искусственного интеллекта, которые существенно трансформируют производственные цепочки, автоматизируют рутинные процессы: например, их активно используют на горячих линиях, при работе с документооборотом и для контроля качества. Основная миссия искусственного интеллекта - высвободить время для более сложных и содержательных задач и тем самым повысить качество их исполнения.
Также происходят значительные изменения в сфере торговли: создаются кассы самообслуживания в магазинах, цифровые платформы маркетплейсов, системы доставки без участия курьеров, автоматизируются процессы в логистических центрах.
И на правительственном часе первый вице-премьер Денис Мантуров и профильные министры говорили о том, что данная работа обязательно будет продолжена.
Помимо этого, для ускорения процесса автоматизации мы предложили включить промышленную робототехнику в перечень электронной продукции, к которой применяются пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль и по страховым взносам.
Что касается производительности труда в России, то к 2030 году она должна увеличиться на 21%.
Мировые темпы роста производительности труда составляют всего 2% в год. Мы же добиваемся пятипроцентного роста.
С одной стороны, это вполне реалистично. В оборонно-промышленном комплексе за последние три года производительность по понятным причинам повысилась на 40%. В гражданских отраслях она увеличивается на 4% ежегодно в течение последних пяти лет.
Но с другой стороны, прогноз социально-экономического развития на 2026-2028 годы предполагает рост производительности труда за три года только на 6,4%. В связи с этим мы рекомендовали правительству интенсифицировать усилия по повышению данного показателя.
Необходимое финансирование заложено. С 2019 по 2024 год из федерального бюджета на поддержку производительности труда в рамках одноименного национального проекта было направлено 30,5 млрд рублей. Такую же сумму планируется выделить на эти цели в период с 2025 по 2030 год, в том числе 4,9 млрд рублей заложено в федеральном бюджете на текущий год.
Особое внимание, конечно, должно уделяться обрабатывающей промышленности, поскольку износ в этой сфере превышает 60%. К 2030 году объемы производства обрабатывающих предприятий должны вырасти на 40% к уровню 2022 года, а производительность труда - на четверть.
Задачи стоят амбициозные. Но мы понимаем, что по-другому нельзя, потому что производительность труда в условиях демографических ограничений является основой для экономического роста, повышения конкурентоспособности и технологической независимости нашей страны.