24.10.2025 16:31
Культура

Актер Сергей Семененко рассказал о тонкостях своей профессии

Текст:  Андрей Мельников
На одном из матчей футбольного ЦСКА довелось увидеть весьма активного фаната: молодой мужчина на протяжении всей игры без остановки размахивал армейским флагом и не переставая скандировал лозунги. Делал он это в отдалении от общей фанатской братии, но при этом слышно его было ничуть не меньше, чем "коллег".
/ Театр Мимики и Жестов
Читать на сайте RG.RU

Как положено, на нем красовалась красно-синяя футболка любимого клуба с номером "12" на спине, а вместо фамилии - "Одесса". Одесса? Одесса! Легендарная и яркая. Город-герой и город русских моряков - ровно такой же, как не менее легендарный Севастополь. Буквально бросившись к нему, засыпал вопросами. Как оказалось, передо мной - человек совершенно необычный. Сергей Семененко - артист московского Театра Мимики и Жеста, страстный болельщик ЦСКА, одессит, россиянин.

/ Из архива Сергея Семененко

Вы - человек сцены и фанатично преданный поклонник футбола. Как это совмещается?

Сергей Семененко: Как вы поняли, родом я из Одессы, а там в футбол сызмальства играет любой мальчишка. В детские годы мы с друзьями, если не могли добыть мяч, брали какой-нибудь булыжник - и давай гонять им в "дыр-дыр". И при этом никогда не обращали внимания, во что после этого превращалась наша обувь (смеется). Конечно, разнообразных болячек после этого было просто не сосчитать, но такова традиция: у нас в Одессе футбол просто обожают. Сам я с детства занимался народными танцами, но и вид спорта № 1 мне сразу же полюбился.

Кстати, к "Черноморцу" из родного города меня никогда не тянуло, а вот когда я в 1998 году приехал учиться в Москву, узнал, что некогда обосновавшийся в ней мой родственник - болельщик ЦСКА. И после этого пошло-поехало - стал следить за матчами армейцев, с замиранием сердца смотрел телевизионные трансляции их встреч, читал буквально все газетные статьи о команде, даже когда выезжал на гастроли.

Минский Большой театр привез "Орлеанскую деву" в Москву

С детства из-за врачебной ошибки я практически полностью не слышу, и вот несколько лет назад узнал, что организован клуб армейских болельщиков с инвалидностью. Тогда мое сердце по-хорошему екнуло, я раздобыл контакт его руководителя, просто замечательного человека Елены Поповой и сообщил ей о том, что приходить на матчи любимого ЦСКА - моя давняя мечта. В ответ услышал: "Добро пожаловать!" И с тех пор мы дружим, а я, как вы понимаете, "выкладываюсь" практически на каждой домашней игре армейского клуба. На родной для него "ВЭБ Арене" есть специальный сектор для Клуба болельщиков-инвалидов, и он постоянно заполнен. У каждого, кто на него приходит (а многие приезжают на инвалидных колясках), - своя история болезни, но все мы очень дружны. Кстати, недавно наш КБИ ЦСКА отметил свое семилетие, поздравляю его!

Футбол, как ни крути, тоже творчество. По-вашему, где труднее творить: на сцене или с мячом в поле?

Сергей Семененко: На сцене я с самого раннего детства: сначала танцевал, а потом стал драматическим актером. С малых лет благодаря своей маме Галине Павловне много читал - и прозаические произведения, и стихи. Большое ей спасибо за то, что она со мной постоянно занималась! То, что я могу общаться как с неслышащими людьми, так и со здоровыми, конечно же, ее заслуга.

Именно она показала мне, что дело, которым ты занимаешься, необходимо любить. Так вот в моем сердце с ранних лет возникла любовь как к сценическому творчеству, так и к футбольному.

/ Театр Мимики и Жестов

Регулярно вижу своими глазами: любимую команду вы поддерживаете, что называется, без остановки - всегда стоя, постоянно размахиваете армейским флагом. Откуда столько сил?

Сергей Семененко: Знаете, по окончании любого матча, а особенно после побед, когда я добираюсь домой, энергия во мне удваивается и даже утраивается. А когда после этого прихожу на спектакль или репетицию, чувствую, что "заряжен" работать хоть до самого утра! Порой случается так, что на матч любимых армейцев я попасть не могу, к примеру, играю в спектакле, и тогда из-за кулис мне постоянно сообщают, как изменяется счет. И когда ЦСКА выигрывает, на сцене я просто… Ну никак нельзя сказать иначе: кайфую!

Музей МХАТ презентовал сериал о Станиславском и Немировиче-Данченко

Как вы стали артистом?

Сергей Семененко: Моя мама занималась хореографией, и я еще в раннем детстве пошел по ее стопам. Всегда очень активно двигался и любил танцевать. Помню, она рассказывала, что, когда мне был год и девять месяцев, я пошел к соседям, которые в тот день играли свадьбу, принялся танцевать, и, конечно, все на меня обратили внимание. И на следующий день я явился к ним вновь, мол полюбуйтесь-ка на меня еще разок.

Но однажды меня - маленького, но очень азартного мальчишку, который неплохо двигается, - увидел руководитель Одесского городского центра хореографического искусства Ефим Коган. Благодаря маме он не побоялся взять меня на просмотр. Таким образом в свои четыре года я оказался в ансамбле. А когда мне исполнилось восемь лет, регулярно становился солистом. На сцене я чувствовал себя своим, несмотря на то, что у меня был просто огромный слуховой аппарат, а выступать мне приходилось в слышащем коллективе.

А повзрослев, я узнал, что в Москве есть Государственный специализированный институт искусств (сейчас это Российская государственная специализированная академия искусств), где учатся такие же люди, как я, с проблемой со слухом. И вот в 1998 году приехал поступать на театральный факультет "Актер драмы и кино". К сожалению, в то время я не знал жестового языка, и меня спасло то, что экзамены принимали педагоги из Щукинского училища. Они поставили условие: выучить этот язык просто необходимо. Я очень старался и сейчас владею жестовым языком как родным.

/ Театр Мимики и Жестов

Примерно в то же время мне стало известно, что в столице есть Театр Мимики и Жеста. Сначала изучил его историю. А когда посетил сам театр, поверьте мне, буквально с ходу в него влюбился. Никак не мог поверить, что неслышащие люди могут так играть! Конечно, мне повезло, что по приходу в театр я застал ветеранов сцены. Со временем мне удалось перенять у них актерский опыт - то, чему в институте никогда не научат. Это просто бесценный кладезь актерской мудрости! Меня приняли очень дружелюбно, и я чрезвычайно благодарен режиссерам и коллегам, которые за меня взялись и допустили на эту великую сцену единственного в мире профессионального театра глухих! И вот уже много лет я в нем работаю ведущим артистом и мастером сцены.

Какой из ваших спектаклей - любимый?

Сергей Семененко: Когда я пришел в театр, мне сразу дали роль брата Томми в "Пеппи - длинный чулок", и она на всю жизнь останется для меня особой. Но, конечно же, я люблю все свои роли. И особенно в детских постановках, потому что они легкие, интересные. А во взрослых спектаклях, к примеру, в "Ревизоре", где я исполняю роль городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. И взрослым, и ребятишкам советую все тот же "Ревизор", а также семейный спектакль "Ночь перед Рождеством". А еще детям непременно понравится "Незнайка в Солнечном городе".

А есть такие роли, которые вы не любите?

Сергей Семененко: В институте нас учили, что всегда нужно быть верным своему ремеслу, пусть даже это приходится делать "через не могу". Как говорится, на войне - как на войне. Нравится тебе это или нет, делать свою работу ты обязан и должен играть чужую роль, как свою.

Не случается ли на сцене конфликтов с коллегами?

Сергей Семененко: Такое категорически не допускается! Мой принцип таков: дружба - дружбой, ссоры - ссорами, а работа - работой. Конечно, бывает, мы с коллегами теряем общий язык, но что бы ни случилось, переносить ссору на сцену нельзя. Потому что там мы играем совсем иные образы, совсем другие жизни. И показывать свою неприязнь к коллеге просто нельзя, в том числе и потому, что зритель, а особенно ребенок, которого никак нельзя обмануть, сразу же все увидит и поймет. Да, ты можешь по какой-то причине не общаться с коллегой, но на сцене обязан об этом забыть. В работе театров бывает всякое, но мы, артисты, стараемся этого не выдавать. Не только когда играем, но и во время репетиций обо всех своих ссорах забываем и действуем, как единый кулак, чтобы зритель получил от нашей работы настоящее удовольствие.

Главная пьеса Мустая Карима вернулась на сцену греческой трагедией

Ваш театр, скажем так, специфический. Насколько полон во время спектаклей зрительный зал?

Сергей Семененко: В советское время он всегда был переполнен. Да, сейчас совсем другое время, та же молодежь не выпускает из рук смартфонов и всегда может увидеть с их помощью любой спектакль. Но, конечно же, от этого совсем не те ощущения. Приходите в наш театр - он доступен любому зрителю, ведь у нас работают профессиональные дикторы, которые осуществляют перевод с жестового языка для слышащих людей. Хочу сказать зрителям: не переживайте, вы все прекрасно поймете, потому что наш театр - абсолютно для всех.

/ Театр Мимики и Жестов

Расскажите об общении с публикой. Понятно, что она опять же необычная. А насколько благодарная?

Сергей Семененко: Публика, пусть многие из ее представителей - люди неслышащие, заполняет зал на премьерах, а потом приходит на спектакли еще и еще раз. Но видели бы вы, как постановками в нашем исполнении восторгаются зрители слышащие, даже когда во время спектаклей случаются какие-то ЧП.

К примеру, участвуя в постановке "Дон Жуана" в роли слуги, я однажды остался со своим "хозяином" на сцене. И хорошо, что там мы были только вдвоем - внезапно отключился весь сценический свет. В полной тьме нас спасла настольная лампа, стоявшая на столе дикторов. Я тут же схватил за руку "дона Жуана", мы взяли ту самую лампу и, освещаемые ей, работали никак не меньше двух минут. Дежурные электрики при этом включали боковой свет в зале. Слава Богу, через некоторое время сценический свет вновь появился. Все это было ближе к концу финала, когда на сцене должна была появиться массовка. И, знаете, в самом конце зрители, как показалось, аплодировали нам даже дольше, чем ранее!

А два года назад мы ездили на фестиваль в Ростов-на-Дону - давали там как раз "Ревизор". В постановке были "задействованы" шкафы на колесиках. И вот открывается антрактный занавес, и один из шкафов… падает. Такой совсем немаленький - два на два метра. Я исполнял роль городничего и, слава Богу, не растерялся - попросил коллег-"чиновников" шкаф поднять. Они немного не поняли, и тут на помощь нам пришел один из зрителей. Конечно, после этого я его отблагодарил. Но как оказалось, он даже и не понял, что это ЧП, а подумал, что все так и должно было быть (улыбается). То есть на сцене надо быть готовым ко всему, даже если ты в образе.

Приходят ли на спектакли ваши дети?

Сергей Семененко: Моему сыну Ивану 18 лет, он поступил в университет, а дочка Маша, которой скоро исполнится семь, пошла в первый класс. К нам в театр они, конечно же, приходят, особенно на премьеры. Говорят, что им очень нравится. Критикуют ли меня? Нет-нет. В основном слышу от них такое: "Пап, какой же ты смешной! Настоящий талант!" Конечно же, главная моя поклонница - Маша. Такая же, как я, подвижная, интересуется абсолютно всем и утверждает, что хочет стать актрисой. Я как-то спросил ее: "А почему?" "Да потому что подарки дарят и цветы", - ответила она. Ну а Ваня пишет рассказы и даже говорит, что в будущем не прочь стать драматургом. Наверное, кому-то будет интересно, все ли нормально у моих детей со слухом. Да, в этом плане у них все в порядке.

Не могу не вернуться к Одессе. Как часто вы бываете в родном городе?

Сергей Семененко: Ох… Если не ошибаюсь, последний раз ездил в 2017 году. Конечно, оттого, что по понятным причинам не могу побывать там, испытываю боль, которую трудно описать словами. Извините, но больше говорить об Одессе не могу - больно, архибольно… Скажу, пожалуй, лишь одно: я жду не дождусь, когда вновь увижу матчи, в которых встретятся мой любимый московский ЦСКА и родной одесский "Черноморец"…

В "Сатириконе" поставили философскую притчу "Ковчег 2"
Театр