Хотя в своих выражениях и на этот раз эксперт искусства на большом экране был краток, но традиционно эмоционален. "Белорусский кинематограф очень силен", - констатировал он.
"У него замечательная режиссура, прекрасные авторы. Много неплохих работ как поодиночке, так и совместно с российскими кинематографистами. Взять хотя бы "Брестскую крепость", которая произвела сильное впечатление", - признался Швыдкой.
По его мнению, кинематограф Союзного государства находится в таком состоянии, что было бы странно, если бы он не участвовал в кинопремии "Бриллиантовая бабочка". "Без кинематографа республики было бы трудно представить себе картину этого конкурса", - пояснил он.
Следует уточнить, что первое вручение открытой евразийской кинопремии "Бриллиантовая бабочка" пройдет в российской столице буквально через месяц - 27 ноября.
Поделился российский искусствовед и собственным мнением относительно важности сохранения художником честного кино во время, как он выразился, всего "одинакового и пластикового".
"Когда мы вспоминаем то советское кино, прежде всего "Летят журавли" или "Балладу о солдате", "Иди и смотри" или "Они сражались за Родину", то становится очевидным, что это были картины не столько про войну, сколько про людей в особых обстоятельствах. "И вообще - про людей. Поэтому они так эмоционально затрагивали", - убежден он.
Кстати, Швыдкой обратил внимание, что сейчас на экранах много ярких, зрелищных лент, в которых много авантюрной интриги. Но они, по мнению эксперта, скорее повторяют некие голливудские форматы, которые привыкли называть "экшн". "А мы привыкли к другому кино. Люди хотят смотреть про себя, про жизнь, переживания. Именно это важно", - добавил российский искусствовед.
Правда, при этом он не исключает, что повторить внешнюю форму можно, а вот наполнить ее внутренним содержанием значительно сложнее. Важно понимать, по его мнению, что и белорусский кинематограф связан с именами выдающихся писателей. Достаточно назвать хотя бы Василя Быкова. И российский кинематограф связан с именами больших писателей, которые начинали еще в конце 40-х годов.
Все авторы, которые объединены понятием "лейтенантская проза", - это люди, которые писали сердцем, кровью. Они не думали о маркетинге, который приведет или не приведет зрителя в кинозал", констатировал Швыдкой.
Очень к месту привел он слова советского и российского режиссера, сценариста, кинопродюсера Станислава Говорухина, с которым часто ходил в кинозалы. Видя, что на его картине не так много народу, кинорежиссер с горечью утверждал: "Мой зритель умер". То же самое говорил Феллини, напомнил Швыдкой. Он полагает, что уже пришло новое поколение зрителей, которые иначе воспринимают даже переключение с плана на план. Они не выдерживают длинных монологов и планов.
При этом был сделан акцент на том, что сам эксперт далек от представления о том, что "американское кино - это плохо. Оно прекрасно, но оно американское. А мы должны делать собственное кино", - подчеркнул он, приведя в подтверждение своих слов стихи Маяковского, который, обращаясь к подражателям, московским поэтам, советовал делать "под себя", а не "под Маяковского".
Словом, резюмировал российский критик киноискусства, "когда начинаешь делать фильм, надо думать не о маркетинге, а об искусстве, о жизни. Размышлять о том, что тебе больно. Сделать коммерческое кино - понятно как. Есть рецептура. А сделать фильм, который схватит за горло - этого не знает никто. Это настоящее искусство".