Для столицы Черноземья это прецедент - впрочем, подобных проектов не было и в других провинциальных городах. Виммельбух - особый формат книги-игры: текста нет (ну или почти нет - в воронежском издании, например, вставлены маленькие блоки с вопросами), зато картинки максимально подробные, рассчитанные на внимательное рассматривание. Разбирая мелкие детали, можно проследить и обсудить много сквозных сюжетов, которые развиваются от разворота к развороту. Или - придумать свои. Можно также играть с ребенком: считать персонажей, соревноваться, кто найдет больше предметов какого-то типа, цвета, формы. Такие красочные издания обычно посвящены явлениям: городской или загородной жизни, обитателям зоопарка, временам года…
- Термин "виммельбух" мы, академисты, не сразу поняли и выучили. Но идея, которую выдвинула креативный продюсер "Матрешки" Кристина Гульева, всех очень увлекла. В этом году мы празднуем столетие Академического симфонического оркестра, который впервые выступил в Воронеже 1 ноября 1925 года. Программу того исторического концерта в честь юбилея сыграли вновь. И читатель книжки-картинки сможет открыть аудиозаписи произведений на своем телефоне, считав QR-код на одной из страниц. Виммельбух станет одним из наших сувениров, - рассказала художественный руководитель филармонии Ирина Авралева.
В книге, изданной пока тиражом в 500 экземпляров, показан один день из жизни оркестра. Музыканты бегут на репетицию, в соседнем здании загса, как всегда, свадьба, в Кольцовском сквере гуляют люди, в фойе филармонии пьют кофе и шампанское, преданная поклонница несет букет, который потом закроет обзор зрителям сзади… Иллюстрации выполнила художница Екатерина Киланянц. Уроженка Тамбовщины, она училась в Воронеже, а теперь живет в Подмосковье. Для работы над книгой приезжала в столицу Черноземья - фотографировала город и оркестрантов, их инструменты, забиралась на осветительный балкон в зале, чтобы точно "поймать" вид сверху. Чтобы соблюсти масштаб зданий, использовала фотографии со спутника.
- Всего получилось 277 человечков - такого большого проекта я еще не рисовала, - призналась Екатерина.
В книге есть страница-раскраска и эксклюзивный стикерпак, а на некоторых разворотах - элементы дополненной реальности. Можно увидеть инструменты оркестра и услышать, как они звучат: по отдельности и вместе, как раз в произведениях из программы концерта 1925 года. Над этой частью проекта работали педагоги и студийцы "Матрешки". Так, школьница Арина Дьяченко создавала трехмерные модели нот, которые "бегают" по странице при наведении камеры на штрихкод.
Тем временем
В Тамбове Академический симфонический оркестр имени С. Рахманинова разработал детский абонемент органной музыки. Дневные интерактивные концерты познакомят ребят с необычным инструментом и его возможностями. Слушателям расскажут о назначении педалей, мануалов и труб, а в качестве иллюстрации прозвучат шедевры Баха, Букстехуде, Боэльмана, Чайковского, Свиридова и Прокофьева. При желании любой сможет задать вопросы и определить направление беседы. Солисткой и ведущей будет виртуозная органистка и пианистка, лауреат международных конкурсов Мария Филиппова. Видеотрансляция позволит наблюдать за движением ее рук по клавиатурам, работой педалей и переключением регистров в реальном времени.