На этих двух планах и разворачивается действие сразу двух пьес: комедии Хасинто Бенавенте "Игра интересов" (1907) и трагедии Роберта Шерриффа "Конец пути" (1928). Постановщик Алексей Бородин считает обе пьесы шедеврами драматургии. Сцены из них чередуются почти механически, диспозиции смешиваются лишь в финале.
Бенавенте - плодовитый испанский драматург, нобелевский лауреат 1922 года, автор 172 пьес (до Лопе де Веги далеко, но преемственность налицо). "Игра интересов", как принято считать, обновляет старинную комедию дель арте и наполняет ее маски злободневным для начала ХХ века содержанием. Герои по большей части носят традиционные имена или прозвища: Полишинель, Коломбина, Панталон, Арлекин, Доктор, Капитан. По жанру это почти водевиль, только без характерной игры положений. Действие заменяется здесь более или менее остроумными диалогами, выражающими именно игру корыстных интересов.
В провинциальный город прибывают два мошенника, Леандр и Криспин. Первый изображает господина, второй - слугу, и слуга, как водится, заваривает кашу, в которой увязают все окружающие. В итоге они просто вынуждают Леандра жениться на дочери богача Полишинеля - впрочем, молодые люди к тому времени друг в друга благополучно влюбляются. Каждый персонаж выказывает свою меркантильную подкладку, причем так беззастенчиво, что она решительно затмевает лицевую сторону.
Пьеса Шерриффа изображает британский офицерский блиндаж времен Первой мировой (постановщики заменили его аллегорическим пригорком не то высоткой). Безнадежная окопная война во Франции. Командир роты Стенхоуп откровенно спивается. Новый офицер Рали, его школьный товарищ, - идеалист и недотепа. Старый офицер Осборн все понимает и идет в рейд как на заклание. Еще один офицер, Гибберт, - откровенный симулянт и без пяти минут дезертир. Повар Мейсон все делает невпопад. Вышестоящее начальство не заслуживает ничего, кроме сарказма.
Постановщики безжалостно вычищают из текста почти весь едкий окопный юмор. Так обнажается суть характеров и трагизм положений. Пьяница Стенхоуп остается отличным командиром: стойким, справедливым и беспристрастным. Слабак Гибберт находит в себе силы продолжить службу и сохранить лицо. Бесполезная вроде бы гибель Осборна и Рали странным образом помогает их товарищам и дальше тянуть постылую фронтовую лямку.
Сцены испанского водевиля и английской трагедии нигде явным образом не рифмуются и отчетливых параллелей не образуют. Но Алексей Бородин в очередной раз демонстрирует великолепное мастерство. Все повороты и углы столь разноплановых зрелищ в итоге идеально соединяются как части хитроумной головоломки.
Послание спектакля понятно. За беззаботными состязаниями веселых мошенников в традиционном вкусе ("вор у вора шапку украл") может крыться мерзкая и элементарная жажда наживы, которую никакое обаяние не в силах приукрасить. А на самой бессмысленной войне (а Первую мировую все считают массовым помешательством европейских держав) все же есть место извечным добродетелям: героизму, стойкости, храбрости и чести.
А в финале с неба рушатся огромные камни, и это придает происходящему привкус почти библейский.
Кроме всего прочего, в спектакле немало впечатляющих актерских работ. Убежденный и убедительный пройдоха Криспин (Иван Юров). Обольстительная и грациозная донья Сирена (Мария Рыщенкова). Румяная простушка Сильвия, этакая аппетитная пышечка (Полина Каленова). Торжествующий зануда Доктор (Денис Баландин). Монументальный даже в слабостях Стенхоуп (Максим Керин). Медлительный резонер Осборн (Тарас Епифанцев). Бессмысленный и беспощадный повар Мейсон (Алексей Мишаков).
Роли все вроде бы одноплановые, но актеры демонстрируют в них немалое мастерство.