В США вы известный блогер, что помогло вам добиться успеха?
Конрад Франц: Я делаю в неделю два подкаста и один лайфстрим, посвященные третьей мировой войне. Которая, как я считаю, уже идет.
Причина моего успеха в том, что люди в США в поисках правды ищут информацию именно в интернете, полагая, что в нем меньше цензуры, чем в традиционных СМИ. А кроме того, сейчас у нас идет массовое обращение молодежи в православие. Протестантизм и католичество, в которых мы воспитаны, многим кажутся больше не актуальными. А в православии можно найти больше правды.
Ну и христианский взгляд на все происходящее интересен не только для верующих, но и для обычных людей консервативных взглядов.
Я же исследую политические последствия отказа людей от веры. И в отличие от мейнстримного журнализма обязательно опираюсь на то, что говорили святые отцы. Обращаю внимание на пророчества Паисия Святогорца, Зосимы Донбасского, Лаврентия Черниговского. Старец Зосима говорил же о конфликте между Россией и Украиной тогда, когда всем вокруг это казалось невероятным, и это сбылось. В Техасе, рядом с местом, где я живу, находится монастырь св. Ефрема Аризонского. С уважением отношусь к его памяти и с вниманием к тому, что он говорил о будущем.
Что вы делали в Донбассе?
Конрад Франц: Общался с людьми. Взял интервью у митрополита Горловского и Славянского Митрофана. Участвовал в соборном богослужении - 35 священников - по случаю возвращения Иверской иконы в Николо-Васильевскую обитель, где служил старец Зосима. Прямо во время службы на расстоянии где-то 500 метров упал снаряд или ракета - никто даже не шелохнулся. Но стало ясно, что те, кто с другой стороны, готовы убивать обычных верующих, собравшихся для молитвы...
Я разговаривал со многими военными священниками, был в христианских бригадах, понял, какое значение имеет вера для людей, находящихся под постоянной угрозой смерти. Видел много разрушенных, оскверненных церквей. Но в них служат. В Николо-Васильевском монастыре, где служил о. Зосима, монахи и монашки молятся в подземных помещениях и продолжают помогать людям. Это производит большое впечатление.
Все мои собеседники были очень впечатлены тем, что в Америке растет интерес к православию. Радовались и вдохновлялись этим. Задавали много вопросов. Ну и вся моя американская аудитория очень волновалась, когда я поехал в Донбасс. Спрашивали, как я.
В России сейчас много говорят о традиционных ценностях. Какими вы видите перспективы религиозных ценностей в России и Америке?
Конрад Франц: В России сейчас происходит возрождение традиционной духовности. И на это работают и государство, и Церковь, и общество. В Молдавии же своими глазами можно наблюдать столкновение секулярного и традиционного религиозного общества.
У нас в США заметно определенное возрождение интереса к традиционным ценностям, в том числе и на фоне поддерживающих их заявлений Трампа. Однако на протяжении последних 30-40 лет традиционные ценности были в угнетенном, маргинализированном состоянии... В Штатах же очень долго сверху, вопреки воле людей навязывалась вся эта либеральная история. Однако сейчас сторонники традиционных ценностей воспряли и поддерживают правительство в попытках, например, запретить аборты и однополые браки. В Теннесси, Айдахо и Флориде удалось запретить аборты, и это очень хорошая новость. Но речи о том, чтобы запретить аборты на федеральном уровне, нет. Потому что до 50-60 процентов населения, к сожалению, поддерживает секуляризм. И им неинтересна вся эта история с традиционными ценностями. Ну и в США религии почти нет в публичном пространстве. Она в большей степени скрыта.
Слушайте, но Америка в мире долгое время воспринималась как верующая страна. Во всяком случае гораздо более религиозная, чем Европа.
Конрад Франц: Это определенно так. США более религиозны, чем Европа. У нас еще есть протестантское большинство. А на юге так называемый Библейский пояс (хоть часто он носит региональный характер). Но несмотря на множество консервативных людей на юге, которых и я представляю, реальной властью в стране обладают те, кто живет в Нью-Йорке и Калифорнии. Их меньше, чем нас, но влияние они оказывают большее. Да и протестантское большинство сжимается, кроме, может быть, отдельных харизматических групп. У них же нет литургической практики, нет традиции, которую можно было бы передать следующим поколениям.
Вы ходите на литургию каждое воскресенье?
Конрад Франц: Да. Однажды я, совсем не собираясь переходить в православие, посетил собор святителя Николая в Нью-Йорке. Не понял ни одного слова из богослужения, но почувствовал что-то трансцендентное - неизменное и имеющее для меня значение. Нашел православную литургию на английском, прочитал ее и понял, что хочу стать частью этого. Здесь в России меня очень впечатлили ежедневые службы. Особенно в монастырях. У вас же монастыри расположены в городах. В Штатах большинство из них за городом, поскольку там земля дешевле... Кроме того, в США священник, чтобы прокормиться, занят еще и светской работой. В России же религиозная жизнь по-настоящему полноценна: много служб, много священников.
Вы говорили, что многие американцы готовы приехать на Екатеринбургский крестный ход.
Конрад Франц: Да, у нас есть интерес и к личности императора Николая II, и к крестным ходам как таковым. Но главное, для нас до сих пор антитеза - коммунизм против веры. То, что множество людей приезжают, чтобы поклониться царской семье, для Америки это символ исторической победы над безбожием. И для многих - серьезное переживание.
Президент России на "Валдае" говорил о возможной ценностной миграции в Россию из западных стран...
Конрад Франц: Такой же вопрос мне задавали студенты в университете Мариуполя. Я им ответил, что лично я без проблем бы переехал жить в Россию. Мне здесь комфортно. Но я не покину свою страну, пока не увижу, что битва за традиционные ценности там полностью проиграна. У нас, конечно, есть и те, кто считает, что она уже проиграна, но я так не считаю. Однако в долгосрочной перспективе святые отцы советовали перебираться в православные страны, там будет легче пережить последние времена.
У вас на худи имя - Гавриил Порошин...
Конрад Франц: Это имя дальнего, в седьмом колене, внука императора Николая I, уехавшего добровольцем воевать в Донбасс. Мы его там случайно встретили на заправке. Я делал с ним интервью.
Справка "РГ"
Конрад Франц - православный американец, член Антиохийской православной церкви. Ведет блог, посвященный православной вере, с более 200 000 подписчиков.
P.S. Благодарим замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе за помощь в организации интервью.