03.11.2025 10:50
Общество

Как уроженец Екатеринбурга основал военно-политическую академию имени Ленина

Текст:  Константин Бахарев (Пермь)
В Екатеринбурге на улице Розы Люксембург (до революции она называлась Златоустовской) расположен один из старейших, сохранившихся до наших дней особняков середины XIX века. Среди краеведов он известен еще и тем, что в этом здании 130 лет назад родился и провел детские годы Николай Толмачев, основатель военно-политической академии имени Ленина - кузницы кадров Красной, а затем и Советской армии.
В этом доме родился и провел детские годы будущий комиссар. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Погиб в бою

…В мае 1919 года северный корпус Белой армии под командованием генерала Родзянко ударом под Нарвой прорвал фронт и двинулся на Петроград. Красноармейцы в панике бежали, бросая оружие. Одним из тех, кого отправили спасать положение, был 23-летний Николай Толмачев. Неистовый комиссар, имевший, несмотря на молодость, серьезный военный и политический опыт, взял на себя руководство обороной Лужского направления. Ему сообщили, что один из батальонов бросил свои позиции и отступает. Толмачев выехал на место и возглавил подразделение. Но белые наступали, Толмачев был тяжело ранен и, чтобы не попасть в плен, застрелился.

Товарищ Василий

Яростный большевик родился 12 ноября 1895 года в Екатеринбурге в семье коллежского советника. Окончил реальное училище, а в 1912 году уехал в Санкт-Петербург, где учился на металлургическом отделении университета.

В столице Толмачев, попав в гущу политического движения, присоединился к большевикам. Он одновременно посещал лекции, зарабатывал на жизнь частными уроками и трудился на благо революции. Как полагалось в среде подпольщиков, ему дали конспиративное имя товарищ Василий. Под этим псевдонимом Николай распространял большевистские газеты и прокламации, а вскоре возглавил пропагандистский кружок рабочих Выборгского района. На первомайском митинге 1915 года его задержала полиция, однако ничего компрометирующего не обнаружила и отпустила.

Захвачен революцией

Наш герой стал видной фигурой в среде большевиков. Ему поручили издавать нелегальную газету "Пролетарский голос". Выпускать ее было негде, и как-то ночью Толмачев с товарищами проникли в частную типографию, за несколько часов напечатали тираж, а хозяевам оставили записку с извинениями.

В Самаре разработают механизм бережного ремонта и использования исторических домов

В 1916 году Николая послали на родной Урал создавать большевистскую организацию. Опытный конспиратор, он оформил поездку как преддипломную практику в университете. Через пару месяцев вернулся в столицу, доложив, что задание выполнено и партийное ядро в Екатеринбурге сформировано.

Грянула Февральская революция. Вместо того, чтобы ухаживать за девушками, парень носился по Петрограду - кого-то арестовывал, кого-то освобождал. В послании родителям он признавался: "Захваченный революционным движением, я ни о чем и ни о ком не думал, все и вся позабыл. Я как 23-его числа попал на демонстрацию, так и не мог опомниться до последних дней. Был, конечно, везде: на первых демонстрациях, и во время стрельбы, и при восстании войск, и потом вместе с солдатами в арсеналах Петропавловки тягал револьверы и винтовки, ездил на автомобиле арестовывать жандармов, был на митингах, на собраниях".

Вокруг - обыватели

Летом 1917 года партия снова направила Толмачева в Екатеринбург - укреплять позиции большевиков. Он побывал в Егоршино, Ирбите, Алапаевске, других местах, повсюду проводил митинги. В Алапаевске сотрудники заводского управления решили его подкараулить и поколотить, однако Николая спасли рабочие.

Осенью 1917-го Толмачев уже в Перми, где создает военное ядро ячейки большевиков. Пермь считалась обывательским городом "с прилегающими отсталыми заводами и деревнями". "Третий день в Перми, а все как-то сумно, точно я где-то около Урала, а не на Урале. Совет рабочих депутатов - мещанское болото, а вокруг обыватели. Митинги запрещены. Собрания созывать трудно. Местный исполнительный комитет вынес резолюцию, в которой льет на Питер помои", - рассказывал Толмачев в письме.

Униженные и оскорбленные. "Кризис самодержавия" - миф, придуманный большевиками

Но Николай не впадал в уныние - агитировал рабочих и солдат пермского гарнизона за большевиков на выборах в Учредительное собрание, выпускал газету "Пролетарское знамя", подписывая свои материалы "Никто". Кстати, об Октябрьской революции у него вышла лишь маленькая заметка, где сообщалось: "Первая схватка труда и капитала принесла нам победу".

Нежная любовь к армии

Недолго пробыв в Перми, Толмачев вернулся в Екатеринбург, где формировались отряды Красной гвардии для борьбы с атаманом Дутовым, выступившим против революции. Николай уехал на фронт в качестве и комиссара, и агитатора, в боях под Златоустом командовал отрядом. Как член Уральского совета организовывал первые политотделы в армии. Позже его обвинили в том, что вместе с коллегами по президиуму Уралсовета он согласовал расстрел царской семьи. Правда, в этой истории до сих пор множество белых пятен, и точно неизвестно, причастен ли Толмачев к этому злодейству.

Тем временем Колчак рвался к Москве, его корпуса взяли Екатеринбург и большевики бежали на восток. Оказавшись в Перми, Николай разработал план революционной мобилизации: "Пусть сами рабочие остановят заводы и пойдут под ружье!" Как позже вспоминали знавшие его товарищи, Толмачев любил Красную армию "какой-то удивительно нежной любовью".

Вскоре Колчак взял и Пермь. Толмачева назначили политкомиссаром 3-й армии, своими пламенными речами он вдохновлял красноармейцев громить белых. Однако долго повоевать не удалось - его выбрали делегатом партийного съезда. Пришлось ехать в Петроград, где Николая назначили заведующим культпросветотделом окружного военного комиссариата.

Миф о спрятанном на Урале золоте Колчака развеял историк

Кипучая энергия не давала Толмачеву покоя. Он открыл курсы политагитаторов, затем из них вырастет военно-политический институт, ставший впоследствии академией, названной его именем. В конце 30-х годов учебное заведение переведут из Ленинграда в Москву и присвоят имя Ленина. Вот такой мощный фундамент подготовки комиссаров Вооруженных сил страны заложил скромный паренек из Екатеринбурга.

Екатеринбург История Пермь