Приобрести бизнес, который многим кажется привлекательным и довольно простым, можно недорого. К примеру, кофейню на 20 посадочных мест в бизнес-центре в Верх-Исетском районе можно купить всего за 1,5 миллиона рублей. Собственник готов отдать за эти деньги мебель и оборудование (кофемашину, кофемолку, холодильные и морозильные камеры). В штате два опытных бариста, знающих толк в классических эспрессо, капучино, латте, американо и других ароматных напитках. При этом финансовые показатели проекта не секрет: выручка за май - 280 тысяч рублей, прибыль - 80 тысяч.
Другой лот - кофейня в Чкаловском районе стоимостью 2,2 миллиона рублей. Она располагается на площади 60 квадратных метров, договор аренды заключен на 11 месяцев с возможностью его пролонгировать. "Бизнес действует на протяжении двух лет и радует своих посетителей разнообразием напитков и обедов. Написаны все стандарты заведения, технологические карты переходят новому собственнику. Штат сотрудников сформирован и готов продолжить работу под руководством нового собственника. Чистая прибыль подтверждается документально", - указано в объявлении.
Ждет своего инвестора и кофейня внутри жилого комплекса бизнес-класса. В описании уточняется местоположение - угол оживленной улицы, что обеспечивает высокий трафик гостей. Финансовые данные: оборот - 750 тысяч рублей, чистая прибыль - 150 тысяч в месяц. Вроде бы вполне привлекательно, вот только желающие заключить подобные сделки в очереди не стоят.
Подобная ситуация и в Челябинске, где брокеры предлагают 29 подобных объектов. В Тюмени выставлены на продажу всего шесть кофейных бизнесов, зато множество предложений мелких точек общепита типа "кофе с собой" - когда гостя ждет уютное место у стойки, но не более. Так почему же предприниматели массово решили распрощаться с такими проектами?
- Вход в бизнес очень дешевый - от ста тысяч рублей. И это многое объясняет. Вам достаточно закупить кофе, стаканчики, барную стойку, взять в аренду кофемашину и выучить специалиста на бариста. Такие курсы длятся два дня, хотя повышать профессиональный уровень можно до бесконечности. За год у нас проходят обучение порядка 300 человек, - говорит руководитель компании "Школы Бариста-комплекс-бар Екатеринбург" Андрей Джавадов.
По его наблюдениям, контингент приходит очень разный: от студентов до вчерашних библиотекарей или учителей и даже пенсионеров. Кстати, категория учеников в возрасте 55+, отмечает наставник бариста, далеко не маленькая.
- Люди, открывающие кофейный бизнес, делятся на две категории. Первые верят, что именно его кофе будет самым вкусным и запоминающимся, поэтому готовы рисковать финансами. Вторые относятся к делу спокойно - просто желают инвестировать, тем более суммы на кону невеликие. Текучка в этом бизнесе всегда была высокой, - говорит Джавадов.
Нередко будущие бариста не прогнозируют возможных рисков и проблем и начинают задумываться о них слишком поздно. Между тем это важно делать еще до старта. Клиентский трафик - первое, что должно волновать владельцев кофеен.
- Когда вам будет понятен клиентский поток, можно уже думать над рецептурой, расширением коллектива, гостеприимством, маркетингом и привлекательностью, картами лояльности. Естественно, бизнес-модели у всех разные, кто-то уже через два месяца прогорит, а кому-то хватит сил на много лет, - предрекает Джавадов.
- Открытие ресторанного бизнеса - процесс комплексный, - напоминает основатель консалтинговой группы "Мастерская ресторанов "2М" Михаил Кандауров. - Нужно уметь считать деньги, грамотно распределять оборотные средства, хотя бы немного разбираться в маркетинге и психологии, чтобы собрать вокруг себя команду единомышленников. Либо ты сочетаешь эти компетенции, либо из-за многочисленных пробелов через полтора-два года предприятие развалится. Но если взвалить все на плечи одного человека, он быстро выгорает. Как уже, скорее всего, случилось с владельцами этих небольших бизнесов, выставленных на продажу.
Второй важный момент, о котором напоминают представители отрасли, - предварительная оценка конкурентов. В Екатеринбурге достаточно кофейных компаний с развитой сетью точек. На их стороне опыт (стаж многих превышает 20 лет) и узнаваемый бренд. А вот в малых городах атмосферные проекты весьма востребованы.
- В городах с населением до 30 тысяч человек новые кофейни более жизнеспособны. Люди в глубинке не избалованы, не у всех есть возможность часто ездить в столицу Урала, поэтому стартапы более живучие, а уж если концепция заведения отличается неординарностью, то имеет шанс на успех, - считает Михаил Кандауров.
Насыщенность рынка не единственная проблема. Предприниматели избавляются от низкомаржинального бизнеса, чтобы не оказаться в критической ситуации: рост цен на сырье не предвещает ничего хорошего. Хотя кофе выращивают в 40 странах, в феврале этого года биржевые цены на него стремительно пошли вверх и достигли рекордного уровня. На урожае сказалась засуха, и эксперты предсказали возможный дефицит ароматного продукта.
- Экономические предпосылки понятны. Дорожает кофейное зерно на бирже - вырастет ценник и на чашку кофе. И если весь мир остро среагировал еще в феврале, то до Урала эта волна докатилась только сейчас. Скорее всего закончились запасы сырья у надежных поставщиков, а новая цена заказчиков уже не обрадовала. Вместе с тем растут операционные расходы: аренда помещения и оборудования, а также фонд оплаты труда "съедают" большую часть прибыли. Бизнес становится нерентабельным, - комментирует ситуацию на рынке старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН Павел Глухих.
Денис Мансуров уже девять лет экспортирует премиальные сорта обжаренного на Урале кофе в Казахстан, Киргизию, ОАЭ и Грузию. Ежемесячно его предприятие "Ингрессо кофе" отгружает до 30 тонн продукции, основные заказчики которой - рестораны, кофейни и отели.
- У нас в ассортименте 24 вида кофе из Эфиопии, Колумбии, Вьетнама, Гондураса, Бразилии. Каждый год наши партнеры-фермеры высылают небольшие пробные партии сырья, а мы оцениваем его вкус, плотность, анализируем цену. Из 20 прибывших образцов кофе с шикарным описанием для работы будут пригодны один-два, не более. Когда я начинал такой бизнес в 2017 году, килограмм зеленого кофе на бирже стоил 3,5 доллара, сегодня - 11. Раньше мы заключали контракт на год и вопросов с поставками не было, а теперь фермеры подписывают договоры максимум на три месяца, опасаясь роста цен, - рассказывает он.
По словам предпринимателя, сложнее и дороже стала и логистика: кофейное зерно везут по морю, затем фурами. И если восемь лет назад доставка занимала месяц-полтора, то теперь - три-четыре. Аренда контейнера за тот же срок подорожала с 2,5 до 7,5 тысячи долларов. Естественно, все эти факторы суммарно отражаются на стоимости бодрящего напитка. Но потребители кофе все равно от него не откажутся и готовы платить за удовольствие, оптимистично резюмирует Мансуров.
Свердловская область лидирует в России по числу и качеству обработки онлайн-заявок на поддержку бизнеса через Цифровую платформу МСП.РФ. Рейтинг за три первых квартала 2025 года опубликовала Корпорация МСП. Проект реализуется в соответствии с задачами нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика". За период с 1 января по 30 сентября 2025 года предприниматели Свердловской области направили через платформу 3430 заявок на получение различных мер поддержки, которые в итоге были предоставлены 96 процентам обратившихся. Оставшиеся четыре процента приходятся на некорректно оформленные запросы либо отсутствие обратной связи со стороны автора заявки.
- Еще в 2022 году фонд разработал и ввел в эксплуатацию собственный API-сервис обмена данными с цифровой платформой, поэтому мы видим и обрабатываем поступающие заявки быстро и максимально полно. С помощью платформы предприниматели Свердловской области могут воспользоваться 22 видами консультационных и образовательных услуг, - сообщил директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.