06.11.2025 08:00
Экономика

В Минтрасе оценили экономический эффект от ВСМ триллионами рублей

Текст:  Елена Манукиян
Совокупный экономический эффект от создания высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) исчисляется триллионами рублей дополнительных поступлений в бюджет. Об этом заявил министр транспорта Андрей Никитин в интервью изданию "Эксперт".
Читать на сайте RG.RU

Он пояснил, что ВСМ - это не просто проект дороги или поезда, а инновационный проект с точки зрения технологий. Это связано с тем, что в таком климате, как у нас, ВСМ пока никто еще не строил. Для этого создаются специальные технологические решения.

"По сути, мы создаем целую отрасль промышленности, в которую будет вовлечено порядка 150 предприятий. То есть экономические эффекты от реализации проекта будут реализованы примерно для трех десятков регионов страны, а не только четырех, через которые непосредственно пройдет магистраль", - сказал министр.

Связь и интернет на ВСМ между Москвой и Петербургом будут в каждой точке

Так, например, специально для ВСМ российским предприятием "Нацпроектстрой" была разработана уникальная безбалластная рельсовая плита, поскольку на таких высоких скоростях использование традиционных шпал и балласта невозможно, говорит Никитин. По его словам, наша плита во многом превосходит зарубежные аналоги: она обладает большей прочностью, выдерживает более широкий температурный диапазон и обеспечивает повышенную устойчивость пути.

В числе других решений он назвал двухсистемный тяговый привод, который обеспечивает движение высокоскоростного поезда, а также редукторы, инверторы, тормозные диски и колеса. Министр подчеркнул, что комплектующие поезда создавались РЖД и холдингом "Синара". Первые кузова поездов уже находятся в производстве.

РЖД сообщили о начале сварки рельсов для первого этапа ВСМ

Наконец, обратил внимание Никитин, электронный мозг ВСМ - цифровая система управления движением поездов - тоже отечественный. Благодаря ему российский высокоскоростной поезд будет самостоятельно контролировать движение, анализировать препятствия, оптимизировать расход энергии.

"Таким образом, стратегическая ценность ВСМ выходит далеко за рамки финансовых показателей - мы закладываем надежную основу для устойчивого развития России на десятилетия вперед", - заключил глава Минтранса.

РЖД проводят вибродинамические испытания электродвигателя ВСМ
Железные дороги Минтранс