И как вы, Данила Викторович, это объясните?
Данила Чебров: У нас уже около 100 дней афтершокового процесса. Уже, казалось бы, все должны были привыкнуть. Но, видимо, люди подумали, что все сильные афтершоки позади. А тут 4 ноября количество ощутимых толчков выросло. И люди забеспокоились. Но когда мы получили уточненные оценки, то выяснилось, что по магнитуде это были, в принципе, незначительные события. И по суммарно выделившейся энергии за эти сутки все произошедшее очень сильно не дотягивало до других "сотрясательных" дней, когда произошли сильнейшие афтершоки. Поэтому говорю, что ничего особо выдающегося в тот день на Камчатке не случилось.
Простите, но вы сами предсказывали, что в течение двух лет еще могут быть толчки магнитудой до 7,5. Ошиблись?
Данила Чебров: Ничего подобного. Есть такая эмпирическая закономерность, что после сильного землетрясения происходит сильнейший толчок, который слабее основного на 1-1,5 единицы, а дальше происходит устойчивый спад. И ждать таких сильных событий, которые потенциально могут разрушения привести, уже не стоит. Мы такого толчка дождались ранее, он чуточку был сильнее того, что мы ожидали, но, в принципе, в пределах погрешности. И дальше мы наши ожидания понизили, сейчас мы ориентировались на максимальную магнитуду в очаговой зоне 6,5, и эти предположения оправдались. Эти землетрясения, которые произошли 4 ноября, по уточненным оценкам, были магнитудой в районе 6, а первоначальная оценка в 6,4 немножко завышена была. И это вполне укладывается в наши ожидания и в общие закономерности.
И что ожидать жителям Камчатки?
Данила Чебров: Могу сказать, что "шестерки" вполне возможно нас потрясут. Сейчас идет сбор данных, их обработка. Работы еще много...
А как людям сейчас относиться к этим афтершокам? Если слишком расслабишься, то сильно испугаешься от очередного сильного толчка. Но и все время в напряжении находиться тоже нельзя.
Данила Чебров: Я считаю, что именно афтершоков опасаться не стоит. Да, постоянно повторяющиеся землетрясения нервируют. Но к ним надо относиться как к неизбежному злу и спокойно реагировать. Именно в очаговой зоне ожидать более сильного землетрясения не стоит. Это крайне маловероятное событие. Но, тем не менее, всегда следует понимать, что Камчатка - это край, в котором землетрясения происходили и будут происходить. Нужно обезопасить свое жилище, продумать, как ты будешь действовать в случае подземных толчков. То есть надо спокойно готовиться к тому, что рано или поздно землетрясения будут.
6 ноября снова дали о себе знать два вулкана - Крашенинникова и Шивелуч. Это связано с недавними афтершоками?
Данила Чебров: Крашенинников как начал извергаться летом, так и продолжает. Тогда это извержение явно было спровоцировано сейсмическими воздействиями. А Шивелуч просто очень "беспокойный" вулкан - там если не извержение, то предизвержение. Так что я бы не связывал именно эти явления с недавними толчками. Это совершенно незначительные события, чтобы повлиять на вулканы на таком большом удалении от эпицентра.
Недавно в Москве специалисты НИЦ "Строительство" сымитировали на специальном стенде один из афтершоков камчатского землетрясения, взяв данные с сейсмостанции в Елизове. И проверили на сейсмостойкость конструкцию из металлического каркаса и деревянных CLT-панелей. Почему именно на Камчатку ориентируются, а скажем не на знаменитое Чилийское землетрясение - крупнейшее в истории?
Данила Чебров: Нет записей с Чилийского. А тут у них свои родные записи с нашего Камчатского землетрясения. И это наиболее сильное событие на нашей территории, которое записано. Поэтому можно и нужно брать и пользоваться. Да, были и другие известные землетрясения в СССР и в России. С большими разрушениями и многочисленными жертвами. В том числе и в постсоветскую эпоху - взять тот же Нефтегорск. Но именно по магнитуде, по масштабу, в эпоху детальных сейсмических наблюдений - это самое выдающееся.