Шикарный альбом (назвать это просто книгой язык не поворачивается) представили в книжном магазине "Москва", что на Тверской. Это настоящий подарок для поклонников Майи Плисецкой: в книге собрано множество фотографий, писем и других материалов из семейного архива и не только, ранее никогда не публиковавшихся.
В этом издании Азарий попытался "постичь феномен Майи Плисецкой не глазами брата, а глазами зрителя". В его книге воспоминаний буквально вся жизнь - от фотографии малютки на руках отца, юной Майи на Шпицбергене, редкой фотографии за рулем 21-й "Волги", культовой серии фотографий для журнала Vogue и до последних поездок на фестиваль в Вербье.
На презентации Азарий Плисецкий посетовал на то, что их семейный архив до сих пор не изведан до конца, он продолжает находить любопытные документы, которые, возможно, послужат к написанию еще одной работы.
"Я написал эту книгу, чтобы сделать доступным архив нашей семьи, связанный с Майей, широкому кругу читателей. Познакомить поклонников с жизнью великой балерины через документы и живые строки - переписку с мамой Рахиль Михайловной Мессерер-Плисецкой, Родионом Щедриным. Все это позволяет проникнуться ее жизнью, больше узнать о ней не только как о балерине, но и как о человеке", - рассказал брат Майи Михайловны. Благодаря немалому количеству сохранившейся переписки Майи с близкими книга получилась многоголосой.
Также Плисецкий отметил, что их семье очень повезло: несмотря на все жизненные трудности, их мама бережно сохраняла все, что касалось ее детей, поэтому переписка и другие документы в этой книге "сложились в один аккорд".
А трудностей было много: арест и расстрел их отца Михаила Эммануиловича Плисецкого, арест и высылка матери вместе с грудным Азарием в Акмолинский лагерь жен изменников Родины… Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, ее удочерила тетя по материнской линии, балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Она-то и открыла для нее балет. Кстати, на вопрос Азарию Плисецкому на презентации, как оставаться в любом возрасте в такой прекрасной форме, он ответил лаконично: "Балет - не профессия, а диагноз".
Книга - синтез текста и иллюстраций: она наполнена живыми короткими историями, которые дополняют фотографии Майи в разных образах или просто в жизни. Примечательна и одна деталь - фраза, отражающая характер Плисецкой, сказанная ею в 1986 году после вручения ей ордена Почетного легиона президентом Франции. Какой-то высокий чиновник при встрече в Кремле скажет: "Я думал, Майя Михайловна, что орден Почетного легиона дают только участникам движения Сопротивления. Вдруг вам дали…" Майя в ответ рассмеется: "А я всю жизнь сопротивляюсь".
А еще этот альбом буквально оживает - в нем 35 QR-кодов с видеофрагментами из любительской семейной съемки Азария Плисецкого и выступлений Майи Плисецкой. Как точно подметил литературный редактор и составитель Василий Снеговский: в этой книге "Майя Плисецкая в жизни Азария Михайловича от первого до последнего танца".
Балерина Майя Плисецкая