В ведении агентства находится более 61 тысячи километров автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Агентство занимается содержанием, ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог и играет ключевую роль в реализации масштабных планов обновления дорожной сети, имеющих большое значение для нашей страны.
"В текущем году мы активно реализуем новый национальный проект "Инфраструктура для жизни", который уже на первых порах смог стать важным шагом к созданию комфортной городской среды, обеспечению доступности социальных объектов и улучшению условий проживания населения, - отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. - Приоритетом для всех нас остаются комплексная модернизация и высококачественное содержание существующих транспортных сетей".
В 2025 году должны быть отремонтированы свыше 4,5 тысячи километров федеральных автодорог. Несколько масштабных проектов уже завершены. Это реконструкция участков трассы А-181 "Скандинавия" в Ленинградской области и А-370 "Уссури" в Приморском крае, первый этап строительства обхода Хасавюрта на трассе Р-217 "Кавказ" в Республике Дагестан, капитальный ремонт нескольких участков трассы М-9 "Балтия", а также автодорог А-151 в Ульяновской и Р-298 в Воронежской областях. Указанные проекты помогают развивать ключевые логистические маршруты нашей огромной страны и формировать современный и удобный транспортный каркас.
Дороги соединяют
В начале сентября этого года президент России Владимир Путин по видеосвязи дал старт движению транспорта по реконструированному участку с 687-го по 703-й километр федеральной трассы А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток в Приморском крае. Это самая загруженная автодорога на Дальнем Востоке, которая не только обслуживает административные районы юга и юго-запада Приморского и Хабаровского краев, но и обеспечивает международные автоперевозки, снимая часть нагрузки с Транссибирской железнодорожной магистрали.
В ходе реконструкции участка А-370 специалисты уложили 1,9 миллиона кубометров грунта, смонтировали 39 водопропускных труб, чтобы дорожное покрытие служило как можно дольше. Кроме того, были сделаны две транспортные развязки в разных уровнях. Они позволят разгрузить основное направление А-370, повысить пропускную способность и безопасность движения.
К началу зимы на данном участке также планируется завершить устройство искусственного освещения и установку шумозащитных экранов, что особенно важно для жителей близлежащих населенных пунктов. Кроме того, в эксплуатацию введут четырехполосный путепровод через Транссибирскую магистраль в районе села Кипарисово.
Скандинавский маршрут
Другой пример успешной работы - реконструкция участка трассы А-181 "Скандинавия" в Ленинградской области, движение по которому было запущено 12 сентября 2025 года. Дорогу в этом месте расширили с двух до шести полос, что увеличило его пропускную способность и безопасность движения.
Также федеральные дорожники построили на участке двухуровневую транспортную развязку, путепровод на пересечении с региональной дорогой Огоньки - Стрельцово - Толоконниково и новый современный шестиполосный мост через реку Перовку. Чтобы верхний слой дорожного покрытия служил как можно дольше, его выполнили из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона.
По прогнозам, к 2034 году там будет проезжать до 55 тысяч автомобилей в сутки. А-181 имеет стратегическое значение - она соединяет Санкт-Петербург с Выборгом, Северо-Запад - с дорогой М-10, а также входит в азиатский маршрут AH8.
Год Победы
В мае 2025 года, в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в Московской и Тверской областях Росавтодор запустил рабочее движение по обновленным участкам трассы М-9 "Балтия", ведущей к Ржевскому мемориалу Советскому солдату. Теперь дорога от Москвы до одного из самых известных воинских монументов имеет как минимум четыре полосы.
В целом в Московской области обновили 40 километров трассы - уложили новые слои дорожной одежды, организовали левые повороты и обеспечили движение без пересечения встречных потоков, для чего предусмотрели разворотную петлю с переходно-скоростными полосами.
В Тверской области основные работы шли на участке со 158-го по 229-й километр. Проезжую часть там расширили до четырех полос, установили на разделительной полосе парапетное ограждение, смонтировали водопропускные трубы и очистные сооружения, нанесли разметку.
Умножили на два
Как видно из описания вышеуказанных проектов, реконструкция и капитальный ремонт федеральных дорог включает не только обновление дорожного покрытия, но и увеличение числа полос.
"Модернизация федеральной дорожной сети, предусматривающая расширение наиболее загруженных участков с двух до четырех полос движения - одно из ключевых направлений работы, которое обозначено в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Только в этом году мы поставили цель довести до четырех полос движения около 290 километров федеральных трасс", - отметил Роман Новиков, открывая движение по еще одному отремонтированному участку трассы А-151 в Ульяновской области.
Трасса А-151 в Ульяновской области - часть логистического маршрута "Россия", соединяющего западную часть Европы с восточной Азией через Россию, Казахстан и Китай.
Капитальный ремонт и расширение почти 20-километрового участка трассы до четырех полос потребовались из-за роста интенсивности движения грузового и легкового транспорта по маршруту Цивильск - Ульяновск. Ежедневно здесь проезжает примерно 17 тысяч автомобилей.
Работы стартовали еще в 2022 году. Специалисты заменили существующую дорожную одежду на новую. По основному ходу автодороги устроили два слоя асфальтобетона общей толщиной 15 сантиметров, что позволяет выдержать интенсивную нагрузку. При этом в ходе работ повторно использовали отфрезерованный асфальтобетон. Это современная экологичная технология, позволяющая минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
В Воронежской области в этом году ввели в эксплуатацию расширенный до четырех полос участок трассы Р-298 Курск - Воронеж общей протяженностью 13 километров. Для исключения встречных столкновений установили барьерные ограждения, разделяющие противоположные направления. Кроме того, отремонтировали 25 примыканий федеральной трассы с местными дорогами, построили переходно-скоростные полосы. Для обеспечения водоотвода заменили 15 водопропускных труб, устроили кюветы, а в пределах водоохранной зоны построили современные очистные сооружения.
Важный элемент обновления дорожной инфраструктуры - благоустройство пешеходной среды. Вместо старых автобусных остановок на отремонтированном участке в Воронежской области обустроили 14 новых остановочных пунктов, оборудованных современными павильонами, посадочными площадками с тротуарами, регулируемыми пешеходными переходами.
Срезали горы
В числе других достижений этого года можно выделить ввод в эксплуатацию 14 километров трассы М-5 "Урал" в Челябинской области. Там участок дороги также расширили до четырех полос, и теперь он соответствует категории IБ (Скоростная автомобильная дорога - Прим. ред.).
Примечательно, что для устранения перепадов высот пришлось проводить буровзрывные работы. "Сглаживая рельеф, который затруднял движение, дорожники в прямом смысле срезали горы, всего только на этом этапе было взорвано более 600 тысяч кубометров породы", - отметил исполняющий обязанности начальника ФКУ Упрдор "Южный Урал" Антон Антонов.
В настоящее время продолжаются работы на других участках трассы М-5, включая строительство обхода города Сим. Объездная дорога повысит скорость движения на данном отрезке пути с 60 до 90 километров в час.
А в Республике Алтай с опережением сроков приводят к нормативу 31 километр трассы "Чуйский тракт" на подъезде к Телецкому озеру.
"Это не просто транспортная артерия: с ней связано множество культурных и исторических событий, кроме того, вдоль нее расположено огромное количество природных достопримечательностей и археологических памятников, - отметил Роман Новиков. - За четыре года (с 2020-го по 2024-й) нам удалось отремонтировать 50 километров этой дороги".
Модернизация и расширение до четырех полос автодороги Р-256 "Чуйский тракт" продолжится. В числе первых пройдет реконструкция участка протяженностью 21 километр вблизи Горно-Алтайска.
Новые участки
В конце октября список реконструированных участков федеральных дорог пополнился еще несколькими объектами.
Так, 15 октября в преддверии двух профессиональных праздников транспортной отрасли (День работников дорожного хозяйства и День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта) президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт движению транспорта по новому обходу села Сокуры и реконструированному участку трассы Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан в Республике Татарстан, капитально отремонтированному участку трассы А-215 Лодейное Поле - Вытегра - Прокшино - Плесецк - Брин-Наволок на подъезде к Петрозаводску в Республике Карелия и построенному мостовому переходу через реку Обь в районе Сургута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
А в рамках XII Международной специализированной выставки "Дорога 2025" заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин по телемосту дал старт движению транспорта на обновленных участках автомагистралей ещё в нескольких субъектах РФ.
"Правительством актуализирован план дорожной деятельности на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Стратегическая задача - в условиях роста автомобилизации, повышения интенсивности движения и мобильности населения обеспечить бесшовную логистику в рамках опорной сети, чтобы как можно больше наших граждан могли воспользоваться качественными дорогами и удобными маршрутами. Они сокращают время в пути, связывают города и регионы, повышают безопасность дорожного движения", - сказал Марат Хуснуллин.
Два новых отремонтированных участка расположены в Дагестане на трассе Р-217 "Кавказ". Они из двухполосных превратились в четырехполосные. За последние три года федеральные дорожники расширили до четырех полос движения 61 километр автомагистрали "Кавказ", и такая работа продолжается.
Особое внимание Федеральное дорожное агентство уделяет и развитию транспортных артерий Дальнего Востока. Поэтому важным достижением стал ввод в эксплуатацию реконструированного участка с 1121-го по 1142-й километр федеральной автодороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан. Речь идет об одном из наиболее опасных отрезков трассы - "Нерский прижим", проходящем между горным массивом и рекой Нерой. Работы там велись в несколько этапов, и большое внимание уделили защите дороги от водной эрозии. Для исключения размыва земляного полотна рекой было устроено 33 полузапруды, а для эффективного отведения поверхностных вод смонтировано 34 металлических гофрированных трубы диаметром от полутора до трех метров.
Еще один федеральный дорожный проект - капитально отремонтированный участок со 138-го по 139-й км трассы А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола" в Вологодской области. Здесь вместо Т-образного перекрестка со светофорным регулированием построили кольцевую транспортную развязку. Для исключения наезда на животных установили сетчатое защитное ограждение. В результате получилось оптимизировать транспортный поток, сократить заторы и время в пути к значимым социальным объектам.
Региональная сеть
Программа строительства и ремонта автодорог 2025 года в рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни" также охватывает значительную часть региональной и местной сети. В частности, в нормативное состояние приводят дороги к социально значимым объектам.
В 2025 году построят и отремонтируют более 3 тысяч километров (870 объектов) дорог к школам, детским садам, колледжам и вузам. Из них 44,4 километра расположены в Республике Адыгея. Так, в Майкопе уже отремонтирована улица Гоголя протяженностью 900 метров, обеспечивающая транспортную доступность сразу двух вузов, в которых в общей сложности обучается более 17 тысяч студентов.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности дорожного движения. "Как правило, при выполнении ремонтных работ маршруты к образовательным учреждениям оборудуют элементами безопасности в соответствии с современными стандартами. Это обустройство пешеходных переходов, искусственных неровностей, светофорных объектов, пешеходных ограждений", - подчеркнул Роман Новиков.
Также в 2025 году в нормативное состояние приведут 2,3 тысячи километров региональных и местных дорог, ведущих к медучреждениям. Пример такой работы - капитальный ремонт участка дороги (1,6 километра) в Ярославской области от областной больницы в сторону поселка Красный Бор. В ходе ремонта для обеспечения безопасности движения была расширена проезжая часть и спрямлена дорога в местах с ограниченной видимостью.
Еще одна категория социально значимых объектов нацпроекта - приведение в нормативное состояние дорог, ведущих к туристическим местам: уникальным природным комплексам, памятникам архитектуры, культовым сооружениям, историческим достопримечательностям. В этом году отремонтируют 2 тысячи километров таких дорог.
Например, в Петуховском муниципальном округе Курганской области обновили 6,5 километра трассы к курорту озеро Медвежье. Его называют зауральским Мертвым морем, оно получило популярность благодаря своим лечебным свойствам. Поправить здоровье и отдохнуть сюда ежегодно приезжают тысячи туристов.