Техосмотр каждый год или раз в полгода обязаны проходить только машины юрлиц и автоперевозчиков, в том числе такси. На владельцев личных авто это требование не распространяется. Они обязаны получить диагностическую карту только перед постановкой машины на учет, если ей более 4 лет.
"В настоящее время обсуждается проект запуска фиксации наличия полисов ОСАГО дорожными камерами, - сказал директор по защите активов РСА Сергей Ефремов. - Также можно было бы добавить фотофиксацию наличия диагностических карт в подтверждение прохождения техосмотра транспортными средствами".
По его словам, сейчас такие проверки на дорогах практически не проводятся.
Как сообщил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, наблюдается такая картина: таксопарки проводят в обязательном порядке и техосмотр, и медосмотр водителей, страхуют свой транспорт по ОСАГО, а также по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Однако индивидуальные предприниматели, и уж тем более самозанятые водители этого не делают. Причем сотрудники Госавтоинспекции даже не проверяют наличие диагностических карт на дорогах. Между тем такой коммерческий транспорт гоняется, что называется, "и в хвост, и в гриву". Технические проблемы могут возникнуть в любой момент на дороге и стать причиной ДТП.
Страховщики в первую очередь заинтересованы в том, чтобы по дорогам передвигались исправные машины. Ведь каждая авария - это убытки. Поэтому РСА занимается аккредитацией пунктов техосмотра, а также проверяет их. Но есть проблемы с тем, что некоторые индивидуальные предприниматели и самозанятые водители просто игнорируют установленные требования. Между тем автопарк в стране стремительно стареет. Поэтому технические проблемы с машинами встречаются все чаще.
Как отметил глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, мы предоставили право работать водителями самозанятым. Но чтобы перевозить пассажиров, необходимо соблюдать все установленные требования для таких перевозок. В частности, проходить техосмотр в установленные сроки. Иначе получаются неравные условия и для таксопарков, и для пассажиров.
Евгений Уфимцев также пояснил, что пассажир автобуса или такси должен быть уверен в безопасности поездки. В том, что машина исправна, что он защищен от всяких случайностей и полисом ОСАГО, и полисом ОСГОП. И если уж вводится проверка всех автомобилей с помощью камер на предмет их страхования по автогражданке, то почему бы не ввести и проверку тех машин, которые обязаны проходить техосмотр? Это просто две разные электронные информационные системы. Причем база техосмотра находится в МВД. А штраф за управление авто, на которое не оформлена диагностическая карта, предусмотрен частью 1.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях - 2 тысячи рублей. Кроме того, автостраховщики предлагают изменить периодичность прохождения техосмотра для грузовиков. Именно на эти автомобили приходится основной объем грузоперевозок. Сейчас они должны проходить ТО раз в год.
Надо сказать, что, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, доля происшествий из-за неисправности транспорта традиционно имеет невысокий уровень и составляет 3,8% от общего количества ДТП. За 9 месяцев этого года зарегистрировано 3436 (8,2%) таких ДТП, в которых погибли 547 (16,6%) и ранены 4551 (10,7%) человек. Такие происшествия характеризуются достаточно высоким показателем тяжести последствий (10,7).