28.11.2025 19:52

Мария Лемешева: "Бриллиантовая бабочка" помогает выработать алгоритмы сотрудничества, а не вражды"

В Москве прошла церемония вручения наград первой Открытой Евразийской кинопремии "Бриллиантовая бабочка". Главный приз получила китайская картина "Против течения" режиссера Сюй Чжэна. Всего за награды боролись 34 фильмы из 17 стран. О важности премии и ее миссии мы поговорили с членом экспертного совета кинопремии - известным киноэкспертом, главным редактором и редакционным директором журнала "КиноРепортер" Марией Лемешевой.
/ Пресс-служба КиноРепортер
Читать на сайте RG.RU

Среди 34 картин, представленных на кинопремию "Бриллиантовая бабочка", - работы из Венесуэлы, Вьетнама, ЮАР, Киргизии и других дружественных стран. Проявляется ли в них единство культурного кода? Какие смысловые или художественные нити (например, в трактовке таких понятий, как "семья", "историческая память", "справедливость") связывают столь разные школы кинематографии?

Мария Лемешева: Кинематограф стран-участниц действительно очень разный, тут вы правы. "Бриллиантовая бабочка" стала местом встречи абсолютно уникальных культур - и каждая из них ценна и неповторима. Но при всем многообразии культурных кодов общечеловеческие ценности у нас общие. Возьмем, к примеру, фильм "Отцовское сердце" турецкого режиссера Озера Фейзиоглу. Он рассказывает о пожилом мужчине, который когда-то бросил жену и детей - и только со временем понял, что натворил. Правда, осознание пришло к нему слишком поздно: он уже начал терять память из-за болезни Альцгеймера. Похожая история могла произойти где угодно. В любой стране можно было снять такой фильм, практически ничего не меняя. То же можно сказать и о других картинах: не важно, где живут персонажи, не важно, как их зовут и какую одежду они носят. На первом месте для них - их семьи, их близкие, любовь к своей стране и культуре, уважение к старшему поколению и забота о младших, а также мир, добро и человеколюбие.

Какие из представленных российских или совместных фильмов, на Ваш взгляд, наиболее ярко свидетельствуют о схожести нравственных ценностей?

Мария Лемешева: Среди номинантов только один российский фильм - пронзительная драма Андрея Зайцева "Двое в одной жизни, не считая собаки". Кстати, исполнители главных ролей - Александр Адабашьян и Светлана Крючкова - получили призы как лучшие актер и актриса. Российских исполнителей можно увидеть и в белорусской картине "Черный замок" Кирилла Кузина, но он не позиционируется как копродукция. Я рада, что этот проект оказался в числе лауреатов: композитор "Черного замка" Юрий Потеенко получил приз за лучшую музыку.

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

Премия делает акцент на традиционных ценностях: семья, патриотизм, созидание. Как экспертному совету удается сочетать их с требованием художественной новизны? Есть ли прецеденты, когда авторский стиль вступает в противоречие с ценностной платформой премии?

Мария Лемешева: Я бы сказала, что акцент на традиционных ценностях можно увидеть даже в жанровом кино. Это чувствуется в пакистано-канадском хорроре "Термит" (режиссер Рафай Рашди), картина стала лауреатом в номинации "Лучшая актриса второго плана" (Соня Хуссейн). Или в фэнтезийном "Черном замке", о котором я уже говорила: там героем движет любовь к Родине и к ее истории. Или постапокалиптическая картина из Сербии "Сыновья воля" (режиссер Неманя Черанич): его герои понимают, что выжить можно только сообща, рискуя жизнью ради других. Вообще, для нас авторское высказывание - это поиск новых художественных решений, освещение волнующих художника проблем, ответы на общечеловеческие вопросы. И как раз попытки эпатировать, провоцировать и даже шокировать за счет табуированных тем, очернения реальности, пропаганды нетрадиционных ценностей - для академиков не являются признаком мастерства. Более того, как говорит Никита Михалков, "правда без любви - есть ложь". Даже описание жесткой реальности предполагает гуманизм и любовь к персонажам, а это никак не противоречит постулатам премии - наоборот, конъюнктурная погоня за "жареным", как правило, и не может стать реальным авторским высказыванием, которое волнует, развивает профессию, остается в истории и сердцах.

Среди участников - фильмы копродукции (например, Турция - США, Кыргызстан -Таджикистан). "Бриллиантовая бабочка" стимулирует создание именно совместных кинопроектов? В этом миссия премии?

Мария Лемешева: Безусловно, одна из центральных! Посыл премии - гуманистический, она призвана укреплять международные связи, объединять, а не разобщать. И я нисколько не сомневаюсь в том, что благодаря "Бриллиантовой бабочке" появится много новых совместных проектов.

Какие форматы межгосударственного сотрудничества вы считаете наиболее перспективными для формирования единого евразийского кинопространства?

Мария Лемешева: Я не политик, но как искусствовед понимаю: тактика "мягкой силы" всегда дает впечатляющий результат. Тут можно привести в пример мою работу в Индии, Сербии и личный опыт, когда я видела, как люди через искусство, кино начинают лучше друг друга слышать и понимать. С "Бриллиантовой бабочкой" то же самое: она объединяет и дает возможность глубже погрузиться в мультикультурное пространство, лучше понять своих соседей по планете, выработать алгоритмы сотрудничества, а не вражды. Мы стали свидетелями исторического события, значение которого еще предстоит оценить. Лежащее в его основе гуманистическое начало способно изменить мир.

На участие в шестом сезоне "Школьной классики" подано рекордное количество заявок

В экспертный совет вместе с Вами вошли ведущие кинематографисты: Александр Акопов, Сергей Безруков, Петр Горшенин, Алексей Гуськов, Александр Звягинцев, Андрей Кравчук, Сергей Лаврентьев, Алексей Пиманов, Алексей Рыбников, Сергей Урсуляк, Сергей Февралёв, Алишер Хамидходжаев, Владимир Хотиненко. Как выстраивался диалог между представителями разных кинопрофессий (режиссерами, актерами, композиторами, киноведами) при голосовании? Есть ли номинации, где мнения расходились особенно остро (например, "Лучший сценарий" и "Лучший режиссер"), и как достигался консенсус?

Мария Лемешева: Вообще, участие в совете не только честь: все его члены - уважаемые и известные профессионалы своего дела. И отрадно признать, что в понимании прекрасного все едины. Как говорил Ингмар Бергман: "Искусство должно потрясать, попадая в сердце и душу, минуя промежуточную посадку в области интеллекта". Вот мы голосовали сердцем. А оно у нас, слава богу, билось в унисон. Выбор был непростым - очень уж много сильнейших картин, и это невероятно порадовало! Я аплодирую китайской картине "Против течения", получившей главный приз. Герой режиссера Сюй Чжэна, что называется, не ищет легких путей, но в итоге мы видим классическую историю о преодолении, взрослении и даже перерождении. Герой фильма задает себе, наверное, главный вопрос: что я за человек, каким я хочу быть? Это действительно очень достойная работа, но у нее были сильные конкуренты. Я была бы рада победе фильмов "Туннели - солнце во тьме" из Вьетнама, "Лесной царь" из Сербии, "Длинное письмо" из Африки, "Старый праведный блюз" из ЮАР, "Черный, Красный, Желтый" из Киргизии… Все эти картины достойны того, чтобы их смотрели и любили. И очень жалко, что бабочек мало. При таком разбросе палитры многонационального кино, конечно, хотелось больших наградить, больших отметить, чтобы о них узнали. Но условия конкурса таковы, что, конечно, их столько, сколько есть. Не говоря уже о том, что каждая бабочка - это невероятно ценное произведение искусства.

Наградная статуэтка премии "Бриллиантовая бабочка" создана художником Юрием Купером и украшена пятью тысячами бриллиантов. Какой символический смысл несет этот образ? Как резонирует с идейным замыслом премии?

Мария Лемешева: Бабочка - это легкость и красота. Пленка, "обвивающая" постамент, - это визуализация великого искусства кинематографии. Так что статуэтка - яркий и зримый образ кино, который навсегда останется в зрительском сердце. Светлана Крючкова, получая свою награду, отметила, что бабочка со стародавних времен символизирует душу человека. Именно ее, душу, фильмы, представленные на премии, наполняют важнейшими жизненными ценностями.

"Событие года": журнал "КиноРепортер" назовет лучших в 2025 году