28.11.2025 12:49
Культура

Скрипач Андрей Решетин: Фестиваль барокко EARLYMUSIC возвращает русское мышление

Скрипач Андрей Решетин: Как фестиваль EARLYMUSIC возвращает русское мышление
Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (9811)
У фестиваля старинной музыки EARLYMUSIC, что открывается 1 декабря в Меншиковском дворце Санкт-Петербурга, непростая миссия - сломать стереотип о том, что Россия появилась в общем пространстве "культурных наций" лишь с XIX века. А как на самом деле? Фестиваль изучает и представляет русское барокко. В нынешней афише - премьера фильма о первой русской опере, французский балет, песенная поэзия Нового Иерусалима… Зачем все это нашему тускнеющему времени - "РГ" расспросила основателя и художественного руководителя EARLYMUSIC, скрипача золотого состава "Аквариум" Андрея Решетина.
В декабре в Академии художеств пройдет концерт с элементами французского балета XVII века. / Предоставлено фестивалем EARLYMUSIC
Читать на сайте RG.RU

Андрей Юрьевич, вашему фестивалю уже больше четверти века - а для чего он нам, что в нем такого уникального?

Андрей Решетин: Мы делаем все, чтобы построить в России мир аутентичного исполнительства старинной музыки - оно отличается от современного академического в первую очередь мышлением. Мы пытаемся восстанавливать ушедшие формы мышления, в том числе русского. Это очень важно. Вот выйдет человек, который и не думает ни о каком барокко, на Дворцовую площадь Петербурга, пройдет по набережной Невы, увидит Петропавловскую крепость, захаровское Адмиралтейство - он бессознательно порадуется красоте. Или попадет в Ростов Великий, увидит обветшавшие древнерусские храмы или резные старые деревянные дома - и сердце его плачет, отчего? Он любит это все, не сознавая почему. А эту загадку, эту красоту вне времени нельзя было создать с теперешним обыденным мышлением. И цель у нас на фестивале главная - преображение: чтоб человек, который побывает здесь у нас, получил шанс измениться навсегда.

Думаете, сходящему с ума сегодняшнему миру больше всего не хватает этого самого барокко XVII-XVIII веков?

Андрей Решетин: Знаете, а ведь барокко все больше интересует молодежь. Вот Глебу Пирятинскому, другу фестиваля, кинорежиссеру и руководителю фонда искусств Иль Телем, удалось собрать вокруг себя ровесников, которым еще нет 30. Вместе мы создали пятисерийную картину "Рождение русской оперы", которую можно посмотреть на платформе ОККО. А на основе этого сериала Глеб сделал художественный фильм "Мой парадиз", мне это кино кажется российским ответом на культовый у барочников французский фильм "Все утра мира". Так называл Санкт-Петербург царь Петр Великий: "Мой парадиз".

Опера Родиона Щедрина "Мертвые души" вернулась в Большой театр

И этот фильм сегодня - единственная возможность познакомиться с наследием Франческо Арайи, родоначальника русской оперы. Поверьте, Арайя - один из величайших оперных композиторов всех времен. В Европе его не знают, потому что весь свой талант он отдал Петербургу, России. Но сегодня ни на одной из российских сцен его оперы не увидишь, в консерваториях его не изучают… На фестивале мы покажем "Мой парадиз" - в кинотеатре Ленфильма, 19 декабря.

Если русское искусство останется на уровне, способном формировать человеческие души, - оно пересилит даже тех, кто сегодня нас ненавидит

Барочный театр - главная тема нынешнего фестиваля. Почему?

Андрей Решетин: Это же важнейшая часть забытой русской культуры XVII и XVIII веков. Но чтобы восстановить русский барочный театр, надо разбираться и во французском, итальянском, немецком, английском и польском. Кое-что нам удалось. Так, например, 10 декабря в Академии художеств пройдет концерт с элементами французского театра и французского балета XVII века. Танцы, которые мы покажем, были в основе Петербургской балетной школы, созданной Жан-Баттистом Ланде в царствование императрицы Анны Иоанновны, - сегодня это петербургская Академия русского балета имени Агриппины Вагановой. 12 декабря в Музее Державина покажем фрагменты русских комедий XVII и первой половины XVIII века, царские музыкальные шутихи - и участвовать в концерте будут кроме взрослых актеров и музыкантов еще и дети.

/ Предоставлено фестивалем EARLYMUSIC

В программе фестиваля концерт, посвященный песенной поэзии Новоиерусалимского монастыря. Обычно эта обитель ассоциируется с патриархом Никоном, но точно не с барокко…

Андрей Решетин: Как раз патриарх Никон стремился задать России новый духовный вектор развития, он чувствовал всю нелепость споров, какой Рим главнее: греческий или латинский. Он видел смысл Святой Руси в ожидании нового, Небесного Иерусалима. Признаки его казались различимыми в определенного рода музыке и поэзии. Поэтому в его Новоиерусалимском монастыре на Истре монахи создавали не обычные богослужебные песнопения, а музыку и поэзию, предназначение которых - выйти из ворот монастыря в мир, в житейский обиход. Все партитуры новоиерусалимской песенной поэзии трехстрочные, но исполнять их могли и в одиночку, и вдвоем, и без слов, а только на музыкальных инструментах, а могли просто читать в виде стихов. Музыка эта наделена удивительным свойством исцелять душу, то есть делать ее целой и тихой.

Фестиваль делается без копейки бюджетных денег. Как вы выживаете?

Андрей Решетин: Без господдержки мало что можно сделать. Приходится отказываться от многого, оставлять только самое главное. Академия EARLYMUSIC объединяет все наши исследовательские и образовательные программы - результат показываем на фестивале. Никто не сможет сказать, что певцы, танцоры, актеры, музыканты, которых мы представляем, уступают кому-то из европейских звезд. При этом есть целый ряд необходимых умений и знаний, особенно связанных с барочным театром, что в современной России просто отсутствуют. Наш фестиваль всегда был очень авторитетен в Европе, культурный обмен не прерывается, хотя сегодня европейским музыкантам приезжать в Россию - нередко значит лишиться работы у себя дома.

Американский бизнесмен Роберт Делзелл много помогал вашему фестивалю, как и Эрмитажу, Мариинке, Вагановской академии балета… Когда уходят такие люди, становится не по себе - а кто их сможет заменить, там остается кто-то кроме явных русофобов?

Андрей Решетин: Роберт, наш большой друг, любил русскую культуру и служил ей. Фонд остался, и мы надеемся, в будущем у него будет возможность продолжать дело, начатое Робертом. Слов нет, как жаль, когда уходят друзья. Но если русское искусство останется на уровне, способном формировать человеческие души, - можно не сомневаться, оно пересилит даже тех, кто сегодня нас ненавидит.

Кстати

На один день фестиваль EARLYMUSIC приедет в Москву. 8 декабря в 19 часов в галерее Île Thélème на улице Правды прозвучат знаменитые арии Баха, музыка Телемана, песни Перселла и Доуленда. Вместе с ансамблем "Солисты Екатерины Великой" их исполнят сопрано Вера Чеканова, Любовь Шаромова и контратенор Никита Рыжов. А барочные актеры Глеб Пирятинский и Екатерина Шелест покажут три стиля французского барокко: низкий (комедии и басни), средний (сонеты) и высокий (трагедии). Прозвучат арии из оперы Люлли "Атис", французские ренессансные песни и знаменитая танцевальная музыка двора Людовика XIV.

70 лет назад рок-н-ролл перевернул мир поп-музыки
Классика