Теодор Курентзис умеет удивлять, и грядущий зимний концерт исключением, вероятно, не станет. Сыграть монументальный вагнеровский цикл "Кольцо нибелунга" за 70 минут? Почему бы и нет - оркестр musicAeterna исполнит в Петербурге симфоническую сюиту под названием "Кольцо без слов", составленную на основе тетралогии американским дирижером Лорином Маазелем в 1987 году. В Москве это произведение коллектив представит чуть позже: два концерта запланированы на 11 и 12 декабря в Большом зале Консерватории им. Чайковского.
Сначала - о главном герое концерта: "Кольце без слов". Эту сюиту можно было бы назвать своеобразным дайджестом - именно по такому пути пошел Лорин Маазель. Но вместе с тем в своей компиляции он строго следует за хронологией музыкальных событий вагнеровского цикла, сохраняя все его основные лейтмотивы. В центре произведения - оркестровые фрагменты, но без внимания Маазель не оставил и вокальные партии. Причем некоторые из них он передал инструментам, дублирующим певческий материал в оригинальных партитурах, а другим присвоил характерные тембры. Так, голосом Зиглинды, к примеру, стала флейта, Зигмунда и Зигфрида "озвучивает" тромбон, а великана Фафнера - бас-кларнет.
"В отсутствие вокальных партий, персонажей, текста, необходимости следить за перипетиями сюжета слушатель отдает все внимание оркестру - главному действующему лицу в каждой вагнеровской опере", - подчеркивают исполнители.
На концерте петербургская публика также услышит фрагменты оратории на стихи Иосифа Бродского "Nur zu weinen und zu singen..." ("Только плакать и петь...") и Концертную пьесу для флейты с оркестром. Автор произведений (оба закончены в 2023 году) - современный российско-немецкий композитор Катя Чемберджи. В Северной столице состоится мировая премьера этих сочинений.
В Петербурге дали старт - пока на "бумаге" - проекту развития Ново-Адмиралтейского острова. Его ключевым объектом станет новый концертный зал для оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Планируется, что масштабный проект будет построен по образцу концертного комплекса "Зарядье" в Москве. Сегодня musicAeterna (а это и оркестр, и хор, и множество проектов) располагается в историческом Доме Радио, который уже стал одной из главных культурных площадок города. Новый концертный зал на неиспользуемой территории Адмиралтейских верфей собираются достроить к 2030 году. Если все получится, то Петербург сможет похвастаться целым новым культурным кластером: всего в нескольких шагах Мариинский театр с его несколькими сценами и Новая Голландия.