04.12.2025 15:44
Власть

В Думе объявили о подготовке мер для равного доступа к скидкам на маркетплейсах

Текст:  Татьяна Замахина
Потребители должны быть по закону равны - иметь равное право на скидки и возможность приобретения товара по объявленной цене независимо от того, картой какого банка они расплачиваются. О подготовке законопроекта на эту тему и его подробностях рассказал в комментарии "РГ" председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, член Национального финансового совета Сергей Гаврилов.
Читать на сайте RG.RU

"Разрабатываемые законодательные изменения по регулированию скидок для маркетплейсов направлены на равенство покупателей, соблюдение прав покупателей независимо от способа оплаты и на стабилизацию экономики и развитие конкуренции, - сказал депутат. - Сегодня покупатель на маркетплейсе открывает карточку товара и видит крупную надпись: скидка недели, цена 839 рублей вместо 2500. В корзине все выглядит так же заманчиво, пока на последнем шаге не появляется итоговая сумма 1463 рубля. Причина скрыта в небольшой приписке: минимальная стоимость действует только при оплате через специальный платежный сервис площадки. Владельцы других карт за тот же товар отдают значительно больше".

По его словам, такие ситуации становятся обычными: маркетплейс сначала показывает заниженный ценник и привязывает его к банковскому продукту, затем подводит покупателя к выбору - оформить карту связанного банка или смириться с повышенной суммой.

Георгий Бовт: Война банков и маркетплейсов касается десятков миллионов россиян

Для этого крупные платформы создают собственные банки или специальные продукты и предлагают оплачивать покупки через них на самых выгодных условиях.

Для покупателя, по оценке Гаврилова, здесь затрагиваются базовые условия сделки. "Закон о защите прав потребителей и нормы Гражданского кодекса о розничной купле-продаже говорят, что цена товара должна быть обозначена заранее и одинаково относиться ко всем способам оплаты, - объяснил депутат. - В обычном магазине у дома касса принимает наличные, карты разных банков, оплату по коду, при этом сумма на чеке совпадает с ценником на полке. А на маркетплейсе часто показывают минимальную сумму, которая возможна только при использовании карт, связанных с маркетплейсом. Остальные покупатели платят фактически иную цену, хотя товар тот же".

При этом крупные площадки одновременно становятся и витриной, и логистической компанией, и финансовым посредником. "Продавцам предлагают открыть расчетный счет в связанном банке, воспользоваться кредитами на пополнение оборотных средств, подключить эквайринг внутри экосистемы. Покупатель оплачивает товар через тот же банк, который обслуживает продавца, - пояснил председатель комитета. - Вся цепочка движения денег замыкается внутри одного союза банка и платформы, остальные участники финансового рынка отодвигаются от клиента".

Он добавил, что с точки зрения финансовых институтов это способ отодвинуть конкурентов от аудитории и оборота, для покупателя результат выражается в скрытой переплате. Таким образом, человек, который не собирается заводить еще одну карту, оплачивает ту же самую вещь на сотни рублей дороже, чем другой пользователь с виртуальной картой банка маркетплейса, сравнил парламентарий.

В Ozon и WB заявили о готовности сотрудничать со всеми желающими банками

Поэтому, по его словам, сейчас обсуждается обновление правил, по которым площадки используют банковские продукты. Как объяснил Гаврилов, идея проста: акции и скидки не должны зависеть от того, картой какого банка человек оплачивает товар. "На карточке товара должна стоять конечная цена со скидкой, одинаковая для любого способа оплаты, банковских карт и перевода", - отметил депутат.

При этом скидки от маркетплейсов смогут остаться в другом формате: как уточнил Гаврилов, программы лояльности могут работать поверх указанной суммы: кешбек, бонусные рубли, накопительные баллы. Однако у товара не должно появляться нескольких разных цен, жестко привязанных к конкретным банкам и способам оплаты, резюмировал он.

Он опроверг информацию о негативных последствиях новшества.

"Людей вводят в заблуждение информацией о том, что якобы после ограничения схем с оплатой скидки на маркетплейсах исчезнут и все товары вырастут в цене. Но это не так и опыт показывает другую картину", - заявил депутат.

Какие условия конкуренции на маркетплейсах устроят всех
Внутренняя политика Госдума