08.12.2025 15:46
Общество

В "РГ" представили наиболее полный перевод дневников известного полярного исследователя

Текст:  Юрий Снегирев
Российская газета - Федеральный выпуск: №280 (9819)
Мой любимый фильм - "Земля Санникова" с Олегом Далем. Мало кто знает, что сюжет основан на реальных событиях 1900-1902 гг. Конечно, никакой Земли онкилонов не было и в помине, но Землю Санникова искала экспедиция барона фон Толля на судне "Заря". Судно застопорилось во льдах, и Эдуард Толль вместе с тремя спутниками отправился на поиски загадочной земли на собаках. Больше их никто не видел.
Дмитрий Шпаро уверен, что этот том - дань легендарным первооткрывателям нашей Арктики. / Аркадий Колыбалов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Мало кто знает, что барон вел дневники. Он оставил их на "Заре". Вдова Эммелина фон Толль издала их на немецком в 1909-м. Дневники были переведены на русский и изданы спустя полвека. Но какой это был перевод! Советские редакторы вымарали все упоминания о тогда еще лейтенанте Колчаке, о том, как экипаж праздновал Пасху, и вымараны все упоминания о Великом князе Константине Константиновиче, который тогда руководил Российской академией наук и патронировал экспедицию. И вот на книжной ярмарке non/fiction№27, которая в эти дни проходила в Манеже, появилось полное издание - "Дневники барона Эдуарда Толля. Русская полярная экспедиция 1900-1902". В "Российскую газету" пришел известный полярник Дмитрий Шпаро. Он и представлял книгу нашим читателям.

В "РГ" прошла презентация легендарных дневников известного полярного исследователя

- Барон Толль - это наш российский Нансен, - рассказывает Дмитрий Игоревич. - Он отдал свою жизнь за нашу Арктику. Большое дело сделали ребята из издательства "Паулсен".

125 лет назад на поиски загадочной Земли Санникова отправилась экспедиция Эдуарда Толля

Дмитрий Шпаро тоже человек-легенда. Он первым в мире в составе лыжной экспедиции "Комсомольской правды" в 1977-м покорил Северный полюс. А еще раньше на мысе Депо он обнаружил склад продуктов экспедиции Толля.

- Там были консервированные щи с мясом 1900 года выпуска, произведенные в Санкт-Петербурге для нужд армии Российской империи. Тушенка, крупы, масло, мука, сахар, чай, соль и, конечно, шоколад, - говорит Дмитрий Шпаро. - Вечная мерзлота все припасы оставила в первозданном виде.

Презентация книги "Дневники барона Эдуарда Толля. Русская полярная экспедиция 1900-1902"

Интересно, как появились на свет полные дневники Эдуарда Толля. Оказалось, что кроме немецкого издания в научном архиве РГО хранится рукопись Павла Гильмерсена, датированная 1916 годом. Это наиболее полный перевод дневников на русский. И вот именно эта рукопись легла в основу новой книги.

Самый пронзительный момент - это похороны судового врача Генриха Вальтера. Цветов на гроб никто не положил. Нет цветов в Арктике. Тогда барон Толль распорядился покрыть гроб освященным российским триколором и так закопать. Офицеры забили тревогу. Плохая примета! Тогда судно непременно погибнет во льдах. Флаг скатали и вместо него положили самодельный веночек из раскрашенной крафтовой бумаги. Потом вечная мерзлота "выдавила" гроб доктора Вальтера. Только в 2011 году его перезахоронили на острове Котельном.

Послесловие к книге написал Дмитрий Шпаро. Он вспомнил, как с ребятами обнаружил склад на мысе Депо. Вот список найденного:

- Шоколад-то попробовали? - спрашиваю Дмитрия Игоревича.

- А как же! Вкусный. Настоящий. И не скажешь, что ему 70 лет.

Специалисты Росрезерва отправились в экспедицию на Западный Таймыр. Там отобрали образцы провизии для анализов и произвели закладки продуктов, с тем, чтобы вскрыть молочные бидоны (так легче закапывать в мерзлоту) в 1980-м, 2000-м и 2050-м. Пока полет нормальный. Ждем еще четверть века.

Как выглядят "Щи с мясом и кашею" из 1900 года. В "РГ" состоялась пресс-конференция, посвященная полярной экспедиции на Таймыр

Директор ВНИИ кондитерской промышленности Сергей Белецкий протягивает мне две темные шоколадки. "Слава" и "Генеральский".

- Это тот самый шоколад, который мы заложили на Таймыре. Я уверен, что и через 100 лет им можно будет подкреплять силы. Идет грандиозный эксперимент! Росрезерв кровно заинтересован в нем.

- Это еще одна страница в истории и дань памяти исследователям Арктики, - добавил на прощание Дмитрий Шпаро. - Нашей Арктики, что бы там ни говорили.

Наука Литература "Российская газета"