Владимир Иванов: Цель абсолютно любой экспедиции - сбор новых данных. Об открытиях сможем сказать лишь после того, как все будет тщательно перепроверено. Мы должны быть уверены, прежде чем делать какие-либо заявления. Во всем мире ученые настороженно относятся к результатам, которые кардинально отличаются от того, что было ранее. Сделать открытие - почти как найти жемчужину в десятках тысяч пустых ракушек.
Насколько актуальна тема глобального потепления?
Владимир Иванов: Она обсуждается в науке начиная с 90-х годов. Особенно в Артике, где изменение температуры происходит примерно в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. Артика стала горячей точкой происходящих изменений. Чтобы их отслеживать, нужен постоянный мониторинг, постоянное присутствие, что дает уникальный новый формат экспедиций СП-41, СП-42. Наша задача - комплексный анализ изменений, происходящих во всех средах, от океанского дна до ионосферы.
Исследования на СП-42 проводятся по нескольким научным программам, касающимся атмосферы, морского льда, океанографии, геохимии (химический анализ проб воды, льда, донных осадков, атмосферы), гидробиологии (изучение флоры и фауны), геологии морского дна и геофизики (изучение ионосферы). Еще одно направление - прикладные исследования прочностных характеристик НЭС "Северный полюс". В корпус судна вмонтировано большое количество датчиков. С их помощью отслеживается, как процессы сжатия льда влияют на судно. Это вопрос и нашей безопасности на дрейфе.
По перечисленным программам были получены десятки гигабайт информации, которую еще предстоит обработать в береговых условиях, осмыслить и сопоставить с уже имеющейся. Пример: одних только срочных метеонаблюдений было выполнено более двух тысяч. Но не всегда о ценности информации можно судить по ее количеству. Так, даже несколько проб грунта в северо-восточной части поднятия Менделеева, где до этого практически не было геологических данных, могут оказаться более важными, чем большое количество проб в хорошо изученном в геологическом отношении районе. То же самое относится и к гидрологическим и гидрохимическим данным, полученным вдоль периферии котловины Макарова.
Что касается потепления, то наши исследования показали: с октября по июль этого года средняя приземная температура воздуха оказалась на 0,9 градуса выше, чем средняя за 10 лет. Это указывает на сохранение общей тенденции к потеплению.
Но в целом в концепции глобального потепления много тонких моментов, которые требуют изучения.
То есть в обозримом будущем в Артике могут появиться пальмы?
Владимир Иванов: Нет. Но если уровень выбросов парниковых газов сохранится примерно таким же, что в последнее двадцатилетие, то прогнозы на сезонно-безледный Северный Ледовитый океан вполне могут оправдаться к 2050-2060-м годам.
Если период открытой воды станет больше, лед тоньше, то и ледоколов потребуется меньше?
Владимир Иванов: От ледоколов мы не сможем отказаться. В арктических морях на трассе СМП есть так называемые "бутылочные горлышки". Например, пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. В 2007 году, когда был зафиксирован ледовый минимум, он был, тем не менее, круглогодично забит льдом. И как без ледоколов?
Еще один интересный аспект, который не все замечают. Представьте себе не самый толстый лед. Впереди ледокол ведет караван судов. Лед легко колется, все отлично. Теперь предположим, что лед стал пятибалльным. Это будет выглядеть как открытая вода, по которой плавают льдины, и их судно прекрасно обойдет без ледокола. Но вот налетает шторм, огромные глыбы льда начинают с бешеной силой бить в борта судна. Что лучше - спокойно пройти по каналу, проложенному ледоколом, или же оказаться в такой ситуации? Будь я капитаном торгового судна - выбрал бы вариант прохода с ледоколом.
Что самое сложное для полярников во время дрейфа? Низкие температуры, полярная ночь?
Владимир Иванов: Трудно говорить за коллег, у каждого были свои трудности. Для меня самое сложное - психологическая нагрузка, когда изо дня в день повторяется практически одно и то же с незначительными вариациями. К низкой температуре привыкаешь быстро. Что касается полярной ночи, то она хоть и не добавляет оптимизма, но ты понимаешь: она закончится. Льдина эпизодически ломалась, проходили трещины, которые зимой смерзались обратно, а летом уже сохранялись. Неприятно, но ситуация штатная и не сказывается на безопасности людей.
Что делалось для сплачивания коллектива?
Владимир Иванов: Если участники экспедиции относятся к работе и жизни в изолированных от мира условиях (как шутят полярники, ближайшее человеческое жилье - МКС) по-взрослому, то проблем нет. Понятно, что у каждого свой характер и у любого может быть плохое настроение. Но если это не отражается на служебных обязанностях, то сложностей не возникает. Но, чтобы общий позитивный настрой сохранялся, иногда нужны праздники. И мы их устраивали. Досуг всегда был массовым и веселым. Активно отмечались дни рождения, государственные праздники.
Пользовались успехом выступления нашей художественной самодеятельности. Гитар на НЭС "Северный полюс" было в достатке, равно как и гитаристов. Был и баянист. Запомнились конкурсы и викторины. Их придумывала молодежь, причем фантазия была неисчерпаема. И, конечно, был традиционный футбольный матч на льдине.
Есть свои радиопередачи под названием "Страшная правда" (организаторы - геофизик Олег Стрибный и океанолог Савва Павский). Ничего особо страшного в них не было, разумеется. Передача построена в форме интервью с одним из участников зимовки. Также звучали музыкальные композиции.
По инициативе океанолога Николая Никольского организовали и "Что, где, когда?" - популярную игру знатоков против телезрителей, включая все аксессуары: вращающийся волчок (на экране компьютера), музыкальное сопровождение, вопросы в разных секторах барабана из разных городов и весей, сектор "блиц". Мне в этой истории выпала роль арбитра со стороны знатоков.
А чего все-таки не хватало на борту НЭС "Северный полюс"?
Владимир Иванов: Некоторым полярникам, а особенно полярницам, нравилось что-то выращивать. Возможно, в будущем было бы неплохо организовать на борту мини-теплицы. Были бы свежие огурцы-помидоры, зелень. Как, например, на антарктической станции Восток.
В гости к полярникам заходил хозяин Арктики?
Владимир Иванов: Белые медведи заглядывали, но нечасто. Вероятно, это было связано с тем, что большая часть дрейфа проходила на большом расстоянии от суши. Самый запоминающийся визит был в ноябре 2024 года, когда хозяин Арктики порвал палатку океанологов. К счастью, в это время в ней никого не было. Так что, кроме небольшого урона для оборудования, неприятностей этот визит не доставил.
А еще кто-то "заходил в гости"?
Владимир Иванов: Как-то в середине зимы в майне всплыла кольчатая нерпа. Сначала вела себя осторожно, но довольно быстро освоилась, почувствовала себя хозяйкой и недовольно фыркала, когда океанологи опускали гидрозонд в ее "персональную майну".
В чем, на ваш взгляд, магия Севера?
Владимир Иванов: Рауль Амундсен в конце жизни признавался, что Арктика, по его мнению, вообще плохо подходит для нормальной жизни. Думаю, он был прав. Арктика - территория преодоления, место, которое требует постоянного напряжения сил, физических и моральных. Кому-то это нравится, кому-то нет. Если кто-то хочет проверить себя на пределе возможностей, то стоит отправиться на вершину планеты хотя бы на время.
В целом есть две категории людей, которые попадают в Арктику. Первые: оказавшись здесь и не найдя ничего для себя особо впечатляющего, и не стремятся оказаться здесь вновь. Вторые: с точностью до наоборот. Будут стараться снова уйти в экспедицию на Север. Притягивает, и меня притянуло.
Эпоха традиционных дрейфующих станций продолжалась с 1937 года (СП-1) по 2013 год (СП-40, которую пришлось эвакуировать из-за разлома льдины). Далее был восьмилетний перерыв. Программа возобновлена в 2022 году благодаря строительству научно-экспедиционного судна "Северный полюс" Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Дрейф проходит при постоянной поддержке судна.