Импровизированный зал, который разместился в атриуме "Третьяковки" на ставшей уже знаменитой лестнице, был в этот день заполнен до предела. Публика совершенно разная: здесь можно было увидеть истинных ценителей классической музыки, семейные пары, которые мило обнимались и перешептывались, пытаясь вникнуть в сложные лиричные произведения, студентов музыкального колледжа и молодежь, решившую приобщиться к высокому искусству.
Всех объединил одинокий рояль, стоящий в центре зала под светом софитов. Программу открыли "Утешения", S.172 и Большие этюды по Паганини, S.141 Ференца Листа. На смену им пришла концертная парафраза на темы из балета Чайковского "Спящая Красавица" Павла Августовича Пабста. Завершило первую часть адажио Спартака и Фригии из балета "Спартак" Арама Хачатуряна.
Вторая часть программы заставила зал аплодировать стоя, поскольку для калининградской публики Даниил Харитонов исполнил собственные переложения Лезгинки из балета "Гаянэ" Арама Хачатуряна, адажио из балета "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича и легендарных "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина.
Как отметил сам пианист, Pianissimo является одним из флагманов российской музыкальной жизни. Он объединил несколько городов, десятки отечественных и зарубежных пианистов и тысячи благодарных слушателей.
"Фестиваль привлекает как заядлых любителей классики, так и новых слушателей. Креативная работа в виртуальном пространстве и эффектный подход в реальной жизни - залог его успеха. В Калининграде я впервые и уже успел очароваться видами, а главное, радушием и общительностью местных жителей! Удивительная открытость и жизнерадостность, благодаря которым я с нетерпением ждал встречи с калининградской публикой", - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" Даниил Харитонов.
Третьяковская галерея, по словам музыканта, впечатляет своим новаторским и творческим подходом, что однозначно помогает прививать публике интерес к классической музыке. Это уникальная возможность одновременно получить яркие музыкальные и визуальные впечатления.
Это особенно важно в современном музыкальном мире, который страдает от засилья "ТикТока", 15-секундных видео. "Сейчас, если контент не заинтересовал в первые мгновения, то его просто перелистнут. И для классической музыки, где программы часто составляют от часа до двух, это осложняет жизнь. Но эту трудность можно обращать в свою пользу и с помощью соцсетей добиваться большего охвата. Сначала небольшие видеофрагменты с выступлений, затем какие-то интересные кадры из артистической жизни, и вот люди, никогда не интересовавшиеся ранее, уже идут на концерт классической музыки", - заключил Даниил.
С этим согласилась директор филиала Третьяковской галереи в Калининграде Камиля Байдильдина. "Такой фестиваль - это легкий способ познакомиться с классической музыкой. Формат наших концертов довольно демократичный - зрительный зал расположен в атриуме музея, на нашей уникальной лестнице. Такой формат не предполагает строго дресс-кода. У всех артистов, приезжающих к нам на фестиваль, потрясающие впечатления от региона, моря и климата. Но самые теплые слова благодарности я слышу в адрес нашей публики. Зрители приходят подготовленными: между частями не аплодируют, телефоны всегда выключены. Мы рады, что калининградцам и гостям региона новый фестиваль пришелся по душе. И после летнего Pianissimo многие ждали зимнюю серию концертов", - отметила директор.
Фестиваль заметно расширился. Если летом в Калининграде принимали восемь пианистов из четырех стран, то в рамках зимнего сезона жители и гости региона смогут увидеть выступления 11 музыкантов из восьми государств.
Pianissimo в Калининграде продлится до 6 февраля 2026 года.