Пора бить тревогу?
По словам руководителя Центра образовательных инноваций и технологий Института биофизики будущего МФТИ - организатора проекта "Наука в регионы" Юлии Андреевой, задача такой диагностики - не расставить учителям оценки, а честно зафиксировать профессиональные дефициты и на их основе выстроить программы профессионального развития.
- Речь идет не о том, знает ли учитель свой предмет в принципе. Диагностика не оценивает личность педагога и не маркирует его "сильным" или "слабым", - отметила Андреева. - Она фиксирует, насколько профессиональные компетенции охватывают углубленную программу - ту, с которой работают профильные классы, кружки, специализированные треки, важные для технологического развития страны.
Несмотря на то что на сто процентов с тестом справились немногие, средний процент правильных ответов оказался достаточно высок: 83% по биологии, 89% по информатике и химии, 86% по математике, 85% по физике. Что касается максимальных баллов, то по биологии их не набрал ни один учитель, по химии - только один педагог. Вплотную к верхней планке подошли пять человек по информатике, 13 учителей по математике и 19 учителей по физике.
Отметим: содержание тестов принципиально выходило за рамки базового школьного курса. Задания формировались на базе рекомендаций Минпросвещения по углубленным программам для профильных классов, дополнительных занятий и внеурочной деятельности.
Но это и не олимпиадные "головоломки", а задания уровня "учитель должен это уметь, чтобы передать ученику". Ученики профильных классов могут решить такие задачи, если педагог сам уверенно ориентируется в материале.
Какие темы оказались самыми "дефицитными", а по каким знаний в достатке?
В биологии сильными оказались анатомия и экология, а слабые места - функции органелл, процессы внутри клетки и работа с ДНК.
В информатике педагоги лучше справляются с типами данных, но хуже - с алгоритмами и логическими преобразованиями.
В математике сильнее теория чисел и тригонометрия, слабее - стереометрия и теория графов.
В физике уверенная зона - кинематика, проблемные - термодинамика, электродинамика и геометрическая оптика.
В химии сильна классическая реакционная часть, но заметны провалы в биохимии и тематике тепловых эффектов реакций.
Конечно, с точки зрения самих учителей, диагностика - неизбежный стресс: поколение педагогов привыкло к "оцениванию", и любой тест воспринимается как экзамен. Но в диагностике от МФТИ смысл другой.
- Нет ничего страшного в том, чтобы признать наличие дефицитов. Это норма живой профессиональной среды. Просто эти данные нужно использовать для "настройки" программ повышения квалификации, для методических вебинаров и интенсивов, а периодический мониторинг в течение учебного года должен показать, где есть положительная динамика, а где требуется дальнейшая проработка и поддержка, - подчеркнула Юлия Андреева.